Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессио-нальной деятельности или выполнения трудовой функции (часть 2 статьи 195.1 ТК РФ). Под применением профстандартов понимают использование их поло-жений в организации деятельности образовательной организации, в том чис-ле: при приеме на работу для определения квалификации работника; при аттестации для определения соответствия занимаемой должности; при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения; при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям; при разработке штатного расписания для определения наименования должностей. Профстандарты нужны: Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанно-сти по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник. Во-вторых, при разработке образовательных программ: профессионального образования (часть 7 статьи 11 Закона от 29 декаб-ря 2012 г. № 273-ФЗ); профессионального обучения (часть 8 статьи 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); дополнительного профессионального образования (часть 9 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Рекомендуем при направлении работника на переподготовку или по-вышение квалификации проверить, чтобы программы учитывали действую-щие профстандарты. Обязательно ли применять профстандарты Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стан-дартов (часть 1 стати 46, части 1, 2 статьи 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту? Нет, не обязан. Само по себе несоответствие работника требованиям профстандарта не является основанием для увольнения работника. Допуск работника к вы-полнению трудовой функции является полномочием работодателя.

 

Данное мнение подтверждается ответом на вопрос № 10 информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 года № 14-0/10/13-2253 (далее письмо Минтруда России). Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть руководитель может выбирать, что использовать. Этот вывод подтверждает письмо Минтруда России. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалифика-ции, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный право-вой акт он будет использовать. Несмотря на то, что сейчас работодателю предоставляется выбор ме-жду квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос 4 письма Минтруда России). Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения. С какого момента применяют профессиональные стандарты Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым ко-дексом РФ – 1 июля 2016 года (статья 195.3 ТК РФ). К ним относятся, на-пример, профстандарты непедагогических работников. Однако Минтруд России может установить иной срок начала приме-нения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года. По устной информации Минобрнауки России данный срок, воз-можно, будет перенесен на более позднее время внедрения профессиональ-ного стандарта педагога. В сфере общего образования утверждены три профстандарта педаго-гических работников и определены даты их официального применения. Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении Для государственных и муниципальных школ и детских садов уста-новлено поэтапное введение профессиональных стандартов (пункт 1 поста-новления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584). Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников. Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (пункт 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584). Для внедрения профессиональных стандартов в образовательной ор-ганизации необходимо: 1. Издать приказ о создании рабочей группы;

 

2. Разработать план по организации применения профессиональных стандар-тов. План согласуется с профсоюзом (при наличии) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584). При внедрении профессиональных стандартов рекомендуем учиты-вать время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам не-обходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут. Включите в план: список профессиональных стандартов, которые будут применяться; сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников. Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав; сведения о мероприятиях по образованию и обучению; этапы применения профстандартов; перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом по-ложений профстандартов. В перечень включите документы по вопро-сам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников. Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов Если должность работника содержится и в квалификационном спра-вочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продол-жить применять квалификационный справочник (часть 1 статьи 46, части 1, 2 статьи 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России). В этом случае к ответственности организацию за неприменение проф-стандартов не привлекут. Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной органи-зации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Необходимость дополнительного профессионального образования учи-телей (воспитателей) после начала применения профессионального стандарта педагога К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образо-вательный ценз, который определяется в порядке, установленном законода-тельством России в сфере образования (статья 331 ТК РФ). Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со сред-ним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалифика-
4
ционным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (часть 1 статьи 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Следует отметить, что требования профессионального стандарта не-значительно отличаются от требований ЕКС работников образования (табли-ца)

 

Требования ЕКС работников образования к должности учителя

Высшее профессиональ-ное образование или среднее профессиональ-ное образование по на-правлению подготовки «Образование и педаго-гика» или в области, со-ответствующей препо-даваемому предмету, без предъявления требова-ний к стажу работы. Ли-бо высшее профессио-нальное образование или среднее профессиональ-ное образование и до-полнительное профес-сиональное образование по направлению дея-тельности в образова-тельном учреждении без предъявления требова-ний к стажу работы.

 

Требования ЕКС работ-ников образования к должности воспитателя

Высшее профессиональ-ное образование или среднее профессиональ-ное образование по на-правлению подготовки «Образование и педаго-гика» без предъявления требований к стажу ра-боты. Либо высшее про-фессиональное образо-вание или среднее про-фессиональное образо-вание и дополнительное профессиональное обра-зование по направлению подготовки «Образова-ние и педагогика» без предъявления требова-ний к стажу работы.

 

Требования профессио-нального стандарта к должностям учителя и воспитателя

Учитель: высшее образо-вание или среднее про-фессиональное образова-ние в рамках укрупнен-ных групп направлений подготовки высшего об-разования и специально-стей среднего профессио-нального образования «Образование и педаго-гические науки» или в области, соответствую-щей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное обра-зование и дополнитель-ное профессиональное образование по направле-нию деятельности в обра-зовательной организации.
Воспитатель: высшее об-разование или среднее профессиональное обра-зование в рамках укруп-ненных групп направле-ний подготовки высшего образования и специаль-ностей среднего профес-сионального образования «Образование и педаго-гические науки» либо высшее образование или среднее профессиональ-ное образование и допол-нительное профессио-нальное образование по направлению деятельно-сти в образовательной ор-ганизации.

Таким образом, с началом применения профессионального стандарта педагогическим работникам (при наличии образования по направлению «Об-разование и педагогика» или соответствия иным требованиям, установлен-ным ЕКС работников образования) не придется проходить дополнительную подготовку для соответствия требованиям данного документа. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 27.06.2016 № 584 Постановление Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюд-жетными фондами Российской Федерации, государственными или му-ниципальными учреждениями, государственными или муниципальны-ми унитарными предприятиями, а также государственными корпора-циями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собст-венности В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Феде-рального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими феде-ральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правитель-ства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Фе-дерации, государственными или муниципальными учреждениями, государст-венными или муниципальными унитарными предприятиями, а также госу-
дарственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйствен-ными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном ка-питале которых находится в государственной собственности или муници-пальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными орга-низациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), содержащих в том числе: а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению; б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессио-нальном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава органи-заций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соот-ветствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном по-рядке; в) этапы применения профессиональных стандартов; г) перечень локальных нормативных актов и других документов организа-ций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению. 2. Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 1 января 2020 года. 3. Органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятель-ности таких организаций, обеспечивают: а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие норма-тивные правовые акты и документы, требующие учета положений профес-сиональных стандартов, подлежащих применению; б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов. 4. Применение новых профессиональных стандартов осуществлять с учетом положений, предусмотренных пунктами 1 — 3 настоящего постанов-ления. 5. Рекомендовать федеральным государственным органам, федераль-ным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организа-циям направлять предложения по актуализации профессиональных стандар-тов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессио-нальным квалификациям. 6. Реализация настоящего постановления осуществляется государст-венными внебюджетными фондами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, федеральными государственными учреждения-ми — в пределах средств, предусмотренных бюджетными сметами получателя средств федерального бюджета и планами финансово-хозяйственной дея-тельности федеральных государственных учреждений, федеральными госу-дарственными унитарными предприятиями, а также государственными кор-порациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых на-ходится в собственности Российской Федерации, — за счет собственных средств. 7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления. 8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев.

 

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федера-ции от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙ-СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 4 апреля 2016 года № 14-0/10/В-2253

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Фе-дерации и статьи 11 и 73 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов. Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет. Направляем Вам данные материалы для организации разъяснительной работы. Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров. Л.Ю. Ельцова Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов 1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандар-ты? Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскры-вают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания
умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востре-бованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работ-никам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспе-чиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение из-держек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а так-же на конкурентоспособность работников на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением про-фессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полно-мочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодате-лей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики. 2. Как часто профессиональные стандарты будут обновлять-ся/добавляться? Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постанов-лением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стан-дартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Необходимость разработки профессиональных стандартов определя-ется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46). Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке раз-личными организациями. Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответст-вующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение из-менений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. 3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стан-дартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или при-нятии новых профессиональных стандартов? Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (пере-чень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintmd.ru) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о
профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируе-мых к разработке. Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информа-ции. 4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС? В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалифика-ции работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, бу-дет происходит в течение достаточно длительного периода. 5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель? Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный право-вой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федераль-ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-дерации. 6. В каких случаях применение профессиональных стандартов являет-ся обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квали-фикации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Рос-сийской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применя-ются «в качестве основы для определения требований к квалификации работ-ников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем за-ключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалифика-ции, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами? ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содер-жащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работни-ков на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификаци-онных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компен-саций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодате-
ля в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными закона-ми, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. 7. Распространяется обязательность применения требований профес-сиональных стандартов на всех работодателей или только на государствен-ные и муниципальные организации? Обязательность применения требований профессиональных стандар-тов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Что касается государственных и муниципальных организаций, то учи-тывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (ус-луг), данным организациям следует провести анализ профессиональных ком-петенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответст-вующий год. 8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными норма-тивными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной тру-довой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обяза-тельными для применения? Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обяза-тельны для применения работодателями в части содержащихся в них требо-ваний к квалификации, необходимой работнику для выполнения определен-ной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными за-конами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Феде-рации, требования профессионального стандарта являются обязательными. При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требо-вания требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обя-занности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения? Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профес-сиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методи-ческий документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определе-ния потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, пра-вильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и органи-зации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополни-тельного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением про-фессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полно-мочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодате-лей. 10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с приня-тием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполне-нием какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии произ-водства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работ-ника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между ра-ботником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора. По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполне-нием соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограниче-ний, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, дру-
гими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основа-нием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, ус-тановленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие доста-точным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объ-еме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации атте-стационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. 11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требова-ниями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обу-чение и расходы несет работодатель? Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополни-тельного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в по-рядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, тру-довым договором. 12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержа-щиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые дейст-вия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий? Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслужи-вания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной тру-довым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ. 13. Какие санкции будут применяться за неприменение или непра-вильное применение профессиональных стандартов? ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содер-жащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работни-ков на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификаци-онных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компен-саций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодате-ля в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными закона-ми, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требова-ния законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В остальных случаях требования проверяющих органов в части при-менения профессиональных стандартов неправомерны. Правовая база ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 18.10.2013 № 544н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогиче-ская деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 24.07.2015 № 514н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 25.12.2014 № 1115н О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной за-щиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об ут-верждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного об-щего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 08.09.2015 № 613н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнитель-ного образования детей и взрослых» ПРИКАЗ МИНТРУДА РФ от 11.12.2015 № 1010н Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспе-чению охраны образовательных организаций» ПРИКАЗ МИНТРУДА РФ от 16.11.2015 № 871н Об утверждении профессионального стандарта «Сопровождающий ин-валидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовер-шеннолетних» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 10.09.2015 № 625н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 22.12.2014 № 1061н Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 08.09.2015 № 610н Об утверждении профессионального стандарта «Повар»
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 06.05.2015 № 276н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по органи-зационному и документационному обеспечению управления организа-цией» ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 06.10.2015 № 691н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управ-лению персоналом»
Подготовил
Заместитель руководителя департамента-
начальник управления по надзору и контролю
в сфере образования А.Г. Шепило