Сканировать3

Урок-презентация   «Экстремизм и патриотизм»

Составитель воспитатель Вольф Е.Д.

Цель: Сформировать представление об основных  отличиях действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
  • показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать культуру ведения дискуссии.

Ход мероприятия

Слайд 1

  1. 1.    Введение

Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

(Слайд 2-3)

Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы воспитанников  выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

(Слайд 4)

Толера́нтность— социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

(Слайд 5)

3. Понятие «экстремизм» Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.

Как вы считаете что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Экстремизм — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населенияЭкстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Показ слайдов  (Слайды 6-12)

4. Понятие «патриотизм»

Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы воспитанников  выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

(Слайд 13)

Патриотизм – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.

В чем выражается Патриотизм:

  • Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
  • Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.
  • Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.

Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма.

Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма. Запомните главное:

Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

5. Подведение итогов

(Слайд 14)

Каждый из вас – хозяин своей жизни, своей судьбы.

Вокруг вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти – подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.

Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история.

Все великие военные империи – пали.

Перед вами открыты сейчас все пути – выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

На этом мы с вами закончим сегодняшний урок.

 «Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма».

(Слайд 15)

2. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма

Сегодня мы с вами поговорим об ответственности за проявления экстремизма. В качестве проявления экстремизма можно рассматривать хулиганство, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, вандализм, осквернение мест захоронения и многое другое. За различные проявления экстремизма предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.

Уголовная ответственность по праву считается наиболее суровым видом ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений. В качестве наказания за уголовное преступление может быть предусмотрен штраф, обязательные работы, лишение свободы вплоть до пожизненного. Так же УК РФ предусмотрен такой вид наказания как смертная казнь за наиболее тяжкие преступления. Однако в РФ пока смертная казнь на практике не применяется. Конституционный Суд РФ указывает на невозможность применения смертной казни даже на основании обвинительного приговора, вынесенного на основании вердикта присяжных заседателей.

Административная ответственность предусмотрена за менее тяжкие правонарушения. И соответственно, административные наказания не такие суровые как уголовные. Например, за совершение административного правонарушения может быть предусмотрен штраф (для граждан – до 5000 рублей), конфискация определенных предметов , арест до 15 суток (за некоторые правонарушения – до 30 суток), предупреждение и др.

Перечень административных правонарушений и наказаний предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Перечень уголовных преступлений и наказаний предусмотрен уголовным кодексом РФ (УК РФ).

3. Заключительная часть Мы с вами посвятили мероприятие по обсуждению актуальной проблемы проявлений экстремизма в современном мире и негативных последствий этого явления. Теперь я хочу вас попросить пройти небольшое тестирование по изученной теме.

 

«Терроризм – зло против человечности»

 

12 января 2014 г. в детском доме прошло мероприятие, нацеленное на формирование негативного отношения воспитанников к любым проявлениям экстремизма. Социальный педагог Панфилова О.Д.   рассказала о самых страшных террористических актах в истории нашей страны новейшего времени и их последствиях. Воспитанники, присутствовавшие на мероприятии в полном составе,  активно участвовали в обсуждении проблемы экстремизма.

После мероприятия они выразили своё отношение в мини-сочинениях:

Кудрявцев Максим, 12 лет: «Нам недавно рассказывали про террористов: как они взрывают дома и машины, берут в заложники детей. Мне стало страшно, потому что это может случиться хоть с кем. Я не хочу, чтобы меня  убили или убили тех, кого я люблю: маму, брата, сестру. Я против терроризма»

Морозова Вера, 14 лет: «Я против экстремизма, потому что из-за этого страдают люди, и даже дети.  Это неправильно, когда в мирное время из-за террористов теряют здоровье и гибнут граждане нашей страны. Бомбы могут оказаться в любом месте, и никто не застрахован от несчастья до тех пор, пока в мире  процветает экстремизм»

Петров Евгений, 16 лет: «Трагедия в Волгограде – это страшное зло. Я не понимаю тех, кто не ценит ни чужой, ни своей жизни, ведь жизнь у каждого человека одна, она никогда не повторится, и терять её страшно. Страшно, когда погибают близкие люди, дети остаются без родителей или родители  — без детей. С экстремизмом нужно бороться всем гражданам нашей страны и всем людям планеты!»

Воспитанники на мероприятии      Социальный педагог Панфилова О.Д.

В помощь педагогам

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus — крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Базовой основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Экстремистская организация

  • общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Экстремистские материалы

  • предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  5. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  6. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Рекомендации воспитателям

  • при проведении воспитательных  мероприятий делать акцент на многонациональность нашего общества, дружбу народов, толерантное отношение к культуре, вероисповеданию других народов;
  • способствовать повышению занятости воспитанников во внеурочное время и осуществлять контроль за занятостью детей в кружках и секциях;
  • шире использовать возможности «Интернет» в воспитательных и профилактических целях.