Сканировать30004

 

Сканировать3 Сканировать30001 Сканировать30002 Сканировать30003
Сканировать30005

Публикация в сборнике материалов Международных аксиологический чтений, 2014 г.

 

Северинова О.В., заместитель директора,

Вольф Е.Д., воспитатель

казенного образовательного учреждения

Омской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Артынский детский дом»

 

Выпуск домовой газеты «Остров детства»

 как средство гражданско-патриотического воспитания детей и подростков детского дома

 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена было одним из важнейших направлений воспитательной работы, и XI  век в этом смысле не является исключением. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается развитие   светлой стороны личности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, что соответствует  ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовное  его совершенствование. Духовно-нравственное воспитание также подразумевает  воспитание личности, осознающей   свою   причастность   к истории родной страны,  глубоко переживающей за свою страну и соотечественников. Таким образом, духовно-нравственным является человек, обладающий  чувством своей принадлежности к стране и чувством причастности к делам страны, вносящим свой личный вклад  в развитие своей малой родины, школы, родной семьи, в нашем случае,  детского дома.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Однако, если  ребёнок, воспитывающийся в любящей семье, в окружении  родственников, с доверием относится к людям, к обществу и его ценностям, то его сверстник   из неблагополучной семьи, с негативным социальным опытом, требует большой педагогической работы, чтобы сформировалось его мировоззрение и сложились гармоничные отношения с  окружающим миром.

Воспитательная система любого детского дома предусматривает десятки средств развития гражданско-патриотических качеств личности, одним из которых является издательская деятельность, подразумевающая выпуск домовых газет и журналов.

Артынский детский дом, как и другие детские дома, – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в нем должны быть свои средства массовой информации.  В нашем детском доме с 1 января 2013 года выпускается ежемесячная газета «Остров детства». Для педагогов  это современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции. Газета моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг детей, различных и по возрасту, и по интересам,  способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений, развивает деловые качества, активность, инициативность, ответственность, способность принимать решения в трудной ситуации, умения определять и выражать свою жизненную и гражданскую позицию.

Для издания и распространения газеты в течение года была  сформирована крепкая команда.

В редакционную коллегию входят воспитанники  5-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Распределение редакционных обязанностей:

  1. Главный редактор (педагог с филологическим образованием).
  2. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
  3. Журналисты (корреспонденты – воспитанники и взрослые, ответственные за содержание газеты).
  4. Фотокорреспонденты (воспитанники, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
  5. Верстальщики (воспитанники, умеющие работать на компьютере).

Как видно, издание домовой газеты решает и проблемы допрофессиональной подготовки, формирует информационную культуру, что по большому счёту имеет прямое отношение и к формированию гражданской позиции, и воспитанию патриотизма.

В нашей газете стали традиционными следующие рубрики:

  1. Новости, тема дня, событие месяца (на первой странице). В течение года в рамках этой рубрики был размещён материал о важнейших экскурсиях и поездках, проводимых в детском доме акциях и месячниках, трудовых делах, Дне самоуправлении и многое другое.
  2. Итоги домовых соревнований. В детском доме в течение года группы-семьи соревнуются  в учебной, творческой и трудовой деятельности, общественной активности.   Публикации об итогах соревнования даёт дополнительный моральный стимул для более высоких достижений, ведь каждому приятно не просто услышать похвалу, а прочесть о своих победах в настоящей газете и увидеть в ней своё фото.
  3. Подготовка и проведение массовых мероприятий. Среди них большую долю занимают те, которые формируют гражданско-патриотическую позицию: например, праздник, посвящённый Дню защитника Отечества; конкурс инсценированной песни; военно-патриотическая игра «Зарница»; митинг, посвящённый Дню Победы; День народного единства; День героев Отечества; линейка памяти жертв блокады Ленинграда и другие.
  4. Настоящие люди. В этой рубрике можно найти информацию о людях, которые своим трудом, своей жизнью заслуживают уважения – это выпускники и сотрудники детского дома, а также наши воспитанники, проявившие себя в хороших, полезных делах.
  5. Мы за ЗОЖ. Эта рубрика предусматривает освещение проводимых мероприятий, связанных с проблемами  здорового образа жизни, включает рекомендации и советы медицинского работника.
  6. Творчество. Здесь можно найти авторские стихотворения, сочинения, сказки, рисунки. Так, во втором номере журнала за 2013 год были опубликованы результаты конкурса «На защите Родины», размещены лучшие сочинения и рисунки.
  7. Перчинка. Неприятно попадать в эту рубрику нашим детям, но иногда это случается: в стихотворной форме здесь высмеиваются различные проступки наших воспитанников, что в определённой степени дисциплинирует детей, учит контролировать свои действия.

Периодически затрагивается духовная тема: в детском доме проходят  православные праздники, устраиваются молебны, которые привлекательны для наших детей возможностью очищения и возвышения над собой.

«Что разместить в начале выпуска?», «Чем мы собираемся открыть номер?» – ответы различаются в зависимости от содержания каждого номера газеты. Мы придерживаемся  разных критериев в выборе: иногда даём приоритет самой «свежей» информации; или выводим на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он привлекает внимание читателя и возбуждает  у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет — дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты — это ее витрина.

Верстка остальных частей газеты  предполагает объединение  материалов по тематической направленности (например, вторая  страница – итоги года  по учебной, трудовой, творческой, спортивной деятельности, третья страница – публикации о конкурсе «Глава семьи», четвёртая – поздравления, объявления, познавательная рубрика «В мире интересного», сатирический раздел «Перчинка»). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения  придают всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Наша газета пользуется большой популярностью среди детей и взрослых. Её прочитывают от корки до корки и с интересом обсуждают. Выпуск газеты помогает педколлективу решать многие задачи, важнейшей из которых является  повышение социальной активности воспитанников, формирование гражданско-патриотических качеств личности, что немаловажно в духовно-нравственном становлении детей и подростков, лишённых родительской опеки.

 

 

Информационно-методический журнал

«Образование детей особой заботы», №1 (2) 2013 год

 

Ирина Васильевна Огородникова,директор,

Северинова Ольга Викторовна,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

 В ДЕТСКОМ ДОМЕ  КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Во все времена общество нуждалось в людях, которые хотят и умеют хорошо трудиться, в современном же мире к кадрам уже предъявляют настолько высокие требования, что им непросто соответствовать. Грандиозные задачи XI  века будут решать те, кто сейчас сидит за школьными партами, поэтому растить, обучать и воспитывать  молодые поколения необходимо с  «максимальным учётом  тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». [3, с.15]

В условиях детского дома решение этой непростой задачи  осложняется «целым рядом объективных факторов: наличием негативного социального опыта воспитанников, укоренившейся в их сознании потребительской позицией,  отсутствием положительного примера родителей и другими условиями».[2, с. 38] Поэтому, если не обеспечить эффективную коррекцию отношения воспитанников детских домов к труду, они   окажутся беспомощными вне стен интернатного учреждения.

Необходимость особого внимания к трудовому воспитанию стала  понятна педагогам  Артынского детского дома ещё в конце 80-х годов  XX века, когда страна переживала далеко не лучшие времена, что непосредственно отражалось  и на финансовом положении  нашего учреждения. Поэтому уже в самом начале 90-х  детский дом добился того, что коллектив воспитанников и педагогов  самостоятельно обеспечивал  себя картофелем, всеми овощами, а также ягодами,  собранными в окрестных лесах. Это стоило большого труда, но приносило  определённую финансовую независимость и имело огромное педагогическое значение: формирование личности в процессе труда происходит более успешно, плоды самого труда, трудовые успехи  повышают самооценку ребёнка,   вырабатывают самостоятельность, способствуют  более успешной социализации  [1, с.18].

Сейчас в КОУ «Артынский детский дом» организация трудового воспитания ведётся по нескольким направлениям:

— сельскохозяйственный труд;

— очищение и благоустройство территории детского дома;

— трудовые акции;

— временное трудоустройство;

— декоративно-прикладное творчество;

— самообслуживание.

В 2009 г. в детском доме была разработана программа «Формирование  навыков и умений сельскохозяйственного труда», которая предусматривает   освоение необходимого теоретического  материала  о сборе, заготовке и хранении семян, об уходе  за овощными и  цветочными культурами, о свойствах почвы и условиях её  плодородия. Но большая часть времени отводится всё-таки на   отработку  практических навыков   по программе, что выражается  в тоннах выращенного картофеля и центнерах заготовленных на зиму  овощей и корнеплодов.

Даже летом 2012 года  в неблагоприятных погодных условиях  воспитанники детского  дома  вырастили: 5000 кг. картофеля, 680 кг. капусты, 300 кг.  свёклы, 3,55 кг.     редиса, 339 кг.  огурцов, 770 кг. моркови, 125 кг. лука. Благодаря эффективной организации труда, воспитанники полностью обеспечили себя картофелем и овощами до нового урожая.

А вот чем измерить эстетическое наслаждение от созерцания  благоухающих летом   клумб на территории детского дома, сказать трудно. Дохода этот вид трудовой деятельности не приносит, но радости доставляет много.  Да и в целом территория детского дома имеет ухоженный вид не только летом, но и в межсезонье и даже зимой. Ведь осенью и весной дети  подростки детского дома её регулярно очищают от опавших листьев, а зимой – от снега. При этом в систему трудового воспитания входит и эстетический компонент: дети не просто очищают дорожки от снега, а ещё и красиво при этом оформляют бордюры. К Новому году с помощью взрослых они украшают территорию снежными фигурами сказочных персонажей.

В систему трудового воспитания входит ежедневный контроль и оценка  работы воспитанников по первым двум направлениям трудовой деятельности. В детском доме организовано соревнование между отдельными детьми и целыми семьями: инструктор по труду ежедневно оценивает работу каждого  воспитанника по пятибалльной системе, в конце каждого месяца  и  учебного года  подводятся итоги соревнования, победители награждаются  дипломами, ценными подарками  или поездками. Кроме того, в домовой газете «Остров детства» регулярно публикуются имена победителей. В целом это для воспитанников является мощным стимулом к тому, чтобы добиваться трудовых побед.

Периодически наши дети участвуют в трудовых акциях «Хозяин двора», «Памятник павшим героям – наша забота»,  «Сельское кладбище», «Поможем нашим ветеранам».  Эффективность результатов трудовых акций зависит от слаженности работы взрослого и детского коллективов: добросовестный общественно полезный труд сотрудников учреждения является примером для воспитанников, дисциплинирует их, формирует их мировоззрение.

В период летних каникул администрация детского дома обеспечивает временное трудоустройство старших воспитанников детского дома. Так, летом 2012 г. через службу занятости  были трудоустроены 7 воспитанников (14 % от общей численности воспитанников в детском доме),  которые помогали своим педагогам и рабочим по обслуживанию здания готовить учреждение к новому учебному году. При этом все без исключения проявили ответственность, а Коловоротний Иван,  увлёкшись, продолжал работать и по истечении окончания срока трудового договора.  Летом 2013 года количество трудоустроенных воспитанников возросло до 15 человек, что составило  34 % от общей  численности детей детского дома. Конечно, это старшие подростки, которым в скором времени предстоит самостоятельная жизнь вне стен детского дома, и временное трудоустройство для них –  это хороший урок на будущее.

В нашем учреждении разработаны и находятся в стадии реализации программы дополнительного образования: «Эстетическое воспитание детей младшего и среднего возраста  средствами декоративно-прикладного творчества», «Изготовление швейных изделий», «Вышивка и бисероплетение». На территории детского дома находится столярная мастерская, в которой  дети в рамках кружка «Мастерок» отрабатывают навыки работы с древесиной. Программа кружка рассчитана на занятия с разными возрастными группами, поэтому в столярный цех ходят заниматься все мальчики, а их у нас 2/3 от общего числа воспитанников. Старшие подростки после 3-х лет обучения владеют технологией рельефной и прорезной резьбы, а также приёмами работы на токарном станке. Свои навыки используют для оказания помощи своему наставнику в дизайнерском оформлении территории детского дома, для изготовления поделок с целью украшения своего жилища или участия в конкурсах. А самое главное – у детей формируются полезные для дальнейшей жизни трудовые навыки.

Вышивкой, бисероплетением, вязанием и шитьём занимаются все дети детского дома, причём мальчики не менее охотно, чем девочки. Качественно  выполненные работы становятся украшением детского дома, что повышает самооценку воспитанников, побуждает их к дальнейшему саморазвитию.

Наши воспитанники выполняют все работы, связанные с самообслуживанием: дважды в день проводят влажную уборку всех жилых помещений, сами моют посуду, стирают свои личные вещи, ухаживают за комнатными цветами. Все семьи оборудованы необходимой бытовой техникой, которую дети умело используют    в целях самообслуживания, что тоже немаловажно для их успешной социализации.

Итак, в процессе труда более успешно происходит формирование личности, вырабатываются необходимые для самостоятельной жизни качества: самостоятельность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность. Молодые люди, которые хотят и умеют трудиться, безусловно, становятся успешными в профессиональном плане, они создают более благополучные и крепкие семьи, чем те, кто не понимает и не видит прямой связи между трудолюбием и  личным счастьем.

Статистика, которая проводится учреждением в рамках постинтернатного сопровождения, показывает, что 92 % наших выпускников  в возрасте до 23 лет  успешно учатся в профессиональных учебных заведениях либо трудятся. Около половины из них живут в сельской местности, ведут своё хозяйство, не испытывая при этом трудностей при выращивании необходимой сельхозпродукции. 18 % создали свои семьи и воспитывают детей. Из чего следует, что систему трудового воспитания в детском доме можно считать эффективной.

 

 

Литература:

1. Байбородова Л. В.  Преодоление трудностей социализации детей-сирот. – Ярославль, 1997.

2. Дубровина И. В. О развитии детей,  оставшихся без попечения родителей. – М., 1995.

3. Учитель по имени Труд /Сост.: Л. Н. Гущин, В. Р. Хилтунин. – М., 199

Сборник материалов IV Всероссийских Аксиологических чтений —  Омск, 2013 г.  

Зыкова М. А., воспитатель  КОУ «Артынский детский дом»

 

Как воспитать семьянина в условиях  детского дома

В течение 7 лет я работаю над методической темой «Формы и методы семейного воспитания в условиях детского дома», т.к., на мой взгляд, это самая важная проблема при работе с детьми и подростками, лишёнными родительской опеки. Многолетняя статистика говорит о том, что бывшие воспитанники не могут создать свои семьи  или не знают, как их сохранить, а ведь роль семьи в жизни человека переоценить трудно.

Безусловно, общество заинтересовано в том, чтобы семьи, составляющие его основу, были крепкими. Правительство Российской Федерации  придаёт большое значение институту семьи, поэтому я в своей работе взяла за основу семейное воспитание.  Наш детский дом организован по семейному типу,  когда братья и сестры живут не в возрастных группах, а в одной группе-семье. Сейчас таких групп в детском доме пять, в каждой по 7 – 8 человек.  Семья в детском  доме, конечно же, условная, поэтому я  поставила перед собой цель: как можно дальше отодвинуть эту условность. Я показала детям, что их проблемы –  это мои проблемы, и решать их мы должны вместе. Чтобы воспитанник развивалсягармонично, очень важно, чтобы окружающие его условия этому способствовали:  необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающих.  Однако, чтобы в условиях родительской депривации ребёнок усвоил все необходимые знания о   семье и семейных отношениях, этого недостаточно.

 

Взяв за основу семейное  воспитание, я изучила соответствующую литературу (Католиков В.А., Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Плясова Г.И., Байбародова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н.) и поняла, что единого мнения, как воспитать семьянина в условиях государственного учреждения, до сих пор не существует, поэтому на основе научной литературы по проблемам семейного воспитания и собственного опыта работы в детском доме в 2009 году я разработала программу «Воспитание семьянина в условиях детского дома» и работаю по ней в течение 3-х лет.

Целью моей программы является  формирование устойчивого позитивного отношения к семье как к цели в самостоятельной жизни воспитанника.

Задачи я поставила следующие:

— формировать ответственное отношение к браку как к важнейшему выбору  в жизни человека;                                                                                                                                                            — познакомить детей с лучшими традициями русской семьи;                                                 — формировать у воспитанников умения домашнего и сельскохозяйственного труда;

— научить основам домашней экономики.

Моя программа разбита на несколько разделов:

1.«Личность и семья»                                                                                                                                2. «Основы семейных отношений»

3. «Домашний труд»

4.   «Семейная экономика»

5.   «Домашняя кухня»

6. «Лучшие  семьи  нашего  села»

Работая по теме «Личность и семья», я  больше времени отвожу  на активные формы работы – психотехнические игры, разыгрывание ситуаций и ролевые игры, что позволяет  формировать у воспитанников навыки анализа интересов, чувств, мотивов (своих и окружающих людей).  Я стараюсь моделировать различные семейные ситуации, вовлекаю детей в их обсуждение, прошу их наглядно показать, как они будут действовать и говорить в той или иной ситуации. Воспитанники такими видами деятельности занимаются с удовольствием, самые старшие относятся к подобным тренингам вполне сознательно, отмечают их большую пользу, всерьез задумываются о будущих семьях.

Изучая раздел «Основы семейных отношений», воспитанники приходят к пониманию того, что семья – это коллектив,  целостная неразрывная система, где важно сформировать чувства.  Поэтому я  стремлюсь к развитию у детей эмоциональной компетенции, обучаю их стратегии бесконфликтного поведения.  Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, доверия друг к другу.  Эффективности моей педагогической деятельности в этом направлении содействуют самые разнообразные формы и методы работы:    психологические игры и упражнения на развитие межличностных отношений, деловые и ролевые игры, встречи с бывшими воспитанниками, счастливыми в семейной жизни.

Работа по теме «Домашний труд» осуществляется через коллективный и индивидуальный труд воспитанников на цветниках, огородах, грядках, распределение обязанностей и планирование дел в семье. Жизнедеятельность детей организовываю так, чтобы их труд находился в центре воспитательного процесса. Большое воспитательное значение имеет хозяйственно-бытовой труд детей, который начинается с простейшего самообслуживания: уборка постели, наведение порядка на столе, чистка обуви и одежды, уход за домашними цветами, мелкий ремонт одежды и другое. Учу детей содержать свои вещи и жилые помещения в чистоте  с использованием бытовой техники: пылесосов, стиральных машин. Все это не только приучает детей работать, но и воспитывает у них уважение к различному по своему характеру труду, учит беречь его результаты. Главное же состоит в том, что ребенок вносит свою долю в трудовую жизнь группы-семьи  и приобретает необходимые навыки для  жизни вне стен детского дома.

Большой интерес вызывает у воспитанников изучение раздела «Домашняя кухня». Все дети моей семьи умеют печь блины и лепить пельмени, варить щи  и делать запеканки. По праздникам мы с ними выпекаем булочки, нарезаем  салаты из тех овощей, которые они сами выращивают на наших огородах. Освоение кулинарных премудростей вызывает у моих воспитанников настоящую радость, а мне  даёт надежду на то, что эти дети не останутся голодными и даже в ситуациях материальных трудностей смогут накормить себя и свою семью   хотя бы простейшими блюдами из круп, овощей  и даже чёрствого хлеба.

В разделе «Семейная экономика» будущие мужья и жёны, отцы и матери  учатся рационально планировать и расходовать семейный бюджет исходя из различных возможностей дохода и состава предполагаемой семьи. Объясняю своим воспитанникам, что такое коммунальные услуги и почему их необходимо оплачивать регулярно. В местных магазинах мы с детьми  изучаем стоимость товаров первостепенной важности: продуктов  питания, предметов гигиены. Что касается других потребностей, то мы вместе анализируем, от  каких покупок  при скромном бюджете  можно отказаться совсем, а какие отложить на более подходяще время.

Однако полученных на занятиях в детском доме знаний о семье и секретах семейного благополучия всё-таки недостаточно для того, чтобы мои воспитанники сумели создать и сохранить свои семьи, успешно воспитывать своих детей. Им необходим наглядный пример семейных отношений, поэтому в моей программе есть раздел «Лучшие семьи  нашего  села», в рамках изучения которого я знакомлю  своих подопечных с  крепкими, благополучными семьями Артына.  Детям очень нравятся занятия по этой теме.

Сложность работы по этому виду деятельности состоит в том, что не все жители села охотно идут на контакт с воспитанниками.  Чтобы решить эту проблему, приходится проводить с односельчанами большую предварительную работу, которая даёт свои результаты: некоторые артынцы устанавливают дружеские отношения с воспитанниками, продолжают с ними общаться неформально. Я считаю, важно,  чтобы мои воспитанники познакомились с лучшими семьями, проживающими в селе, увидели реальные внутрисемейные отношения и быт и поняли, что только в семье они могут быть по-настоящему счастливы  и  только в семье должны воспитываться их будущие дети.

Для своих воспитанников я делаю всё, чтобы они стали достойными гражданам своей страны и просто счастливыми людьми.                                                                                                                                                    За последние 5 лет мною было выпущено  11 воспитанников. Из них поступили в вузы — 3 человека, колледжи — 6 человек, в ПУ — 2 человека. За  это время 6 воспитанников создали свои семьи, 5 из них воспитывают детей. Полученные моими подопечными в детском доме знания, умения и навыки помогают им в семейной жизни. Общество же приобретает в лице моих воспитанников жизнеспособных, социально адаптированных, здоровых в духовно-нравственном отношении  членов.

 

 

 

 

 

 

 

Сборник материалов IV региональной научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике»

 

С.  В.  Блинова, воспитатель,

 

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

ЗА ВОСПИТАННИКОМ И ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Основной идеей воспитания в детском доме является создание условий для становления такой личности, которая в процессе  своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека. Воспитанники детских домов требуют специфических методов организации образовательного процесса. Если понимать образование в широком смысле как процесс формирования личности, то особые образовательные потребности детей-сирот состоят в коррекции и компенсации искажений личностного становления, возникших вследствие влияния на развитие условий депривации  [4, c. 52]. Главная задача воспитателя –  выяснить причины и характер этих изменений и помочь ребёнку преодолеть их, и роль  индивидуальной психологической поддержки здесь переоценить сложно.

Индивидуальная работа  с каждым ребёнком в моей семье строится  на основе   систематического психолого-педагогического анализа наблюдений за каждым воспитанником, результаты которого фиксируются  в Дневнике наблюдений за воспитанником,  внедрённом  в практику моей учебно-воспитательной деятельности в 2010 году  [2, с. 219].

Работа с Дневником  предусматривает не только выявление  общего уровня воспитанности, социальной адаптивности и компетентности воспитанников, но и  помогает отслеживать результаты воспитания  каждого ребёнка в отдельности, что позволяет вычерчивать индивидуальные маршруты развития и воспитания личности, способствующие своевременной оптимизации (коррекции и регулированию) воспитательного процесса.

Итак, изучение личности воспитанника начинается со знакомства с его анкетными данными и информацией, имеющейся в личном  деле ребёнка –  эти сведения становятся основным содержанием 1 страницы Дневника. Они располагаются в следующем порядке:

  1. Ф.И.О.
  2. Социальный статус
  3. Дата рождения
  4. Дата поступления  в детский дом
  5. Сведения о родителях
  6. Закрепленное жилье
  7. Адреса родственников
  8. ИНН
  9. Паспортные данные
  10. Страховое свидетельство

Более детальное изучение личности ребёнка находит отражение в других структурных элементах  Дневника, каждый из которых побуждает педагога взглянуть на своего воспитанника под другим углом зрения.

Табель  успеваемости ребёнка (2-я страница) даёт общее представление о его  учебной деятельности, отношении к школе, интеллекте и предпочтениях в изучении тех или иных дисциплин. В табель заносятся результаты учебных усилий воспитанника по четвертям или полугодиям.

Карта    мониторинга жизнедеятельности воспитанника (3-я  страница) представляет собой информацию о ребёнке в виде следующей таблицы (таблица №1) и заполняется  1 раз в месяц (курсивом внесены примерные записи):

Таблица №1.

Мес

я

ц

 

Учебная деятель-ность Общественная деятель-ность

Коммуни-кативная деятель-ность

 

Спортивная деятель-ность Досуго-вая деятель-ность Трудовая деятель-ность Отношение к здо-ровью

Дек

а

б

р

ь

 

Улучшил показатели по физической культуре Принима-ет активное участие в подготовке новогодне-го сценария Отноше-ния со сверстни-ками и старши-ми ровные Награждён дипломом I степени на областных соревнова-ниях «Кожаный мяч»

Появи-лись пропуски в посеще-нии кружка «Масте-рок»

 

Пассивен в дежур-стве по семье Ведёт здоро-вый образ жизни

 

Карта мониторинга является основанием для организации индивидуальной работы с воспитанником по отдельным направлениям его жизнедеятельности. В данном случае    у ребёнка необходимо выяснить причины пропусков занятий кружка   и либо помочь ему вернуться в прежний режим занятий, либо обговорить условия посещения другого кружка по интересам. Кроме того, напомнить ребёнку обязанности дежурного по семье, возможно, закрепить за ним старшего товарища, наделённого функциями контроля за трудовой деятельностью воспитанников.

Диаграмма жизнедеятельности воспитанника  (4-я страница), которая   заполняется в сентябре, январе и мае на основании ежемесячных записей в карте мониторинга жизнедеятельности воспитанника, графически  отражает динамику развития и воспитания ребёнка   в течение учебного года  по следующим показателям: учебная деятельность (УД), общественная деятельность (ОД), коммуникативная деятельность (КД), спортивная деятельность (СД), досуговая деятельность (ДД),  трудовая деятельность (ТД)  и отношение к здоровью (ОЗ).  В конечном итоге диаграмма (диаграмма №1)  создаёт наглядную картину успехов, достигнутых ребёнком,  и проблем, имеющихся у него.

Диаграмма жизнедеятельности воспитанника №1. 

С

Н

В

                                      

Карта  психолого-педагогических наблюдений  (5-я страница) побуждает меня не просто констатировать факты жизнедеятельности своих воспитанников, но и выявлять мотивы тех или иных поступков и в соответствии с ними принимать безотлагательные воспитательные меры по коррекции поведения. Примером записи может служить таблица №2.

Таблица №2

Дата Поведение Мотив Проведенная работа Результат
12.02.2012.

 

 

 

Устроил драку с одноклассникомРеакция на оскорбление со стороны товарищаИндивидуальная беседа по разъяснению правил конструктивного поведения в ситуациях стресса, в частности — при оскорбленииПримирение товарищей

 

Запись в карте психолого-педагогических наблюдений ведётся  по мере необходимости.

Весь материал Дневника психолого-педагогических   наблюдений мне помогает как при составлении  характеристик на своих детей, так     и  при планировании  учебно-воспитательной деятельности.  Но самое главное – он является     основой для составления      индивидуальной  коррекционно-развивающей  программы  для каждого воспитанника, которая   также прилагается к  дневнику.  Программа направлена на коррекцию  ярко выраженного отрицательного недостатка  ребенка, обсуждается и принимается вместе с ребёнком, и эффективность её реализации зависит от желания ребёнка работать над собой и  сотрудничать с воспитателем [3]. Программа предусматривает проведение еженедельных индивидуальных занятий с ребенком с использованием различных форм  и методов работы. Результаты работы по программе  определяются в конце года  посредством анализа диаграммы жизнедеятельности  и применения  различных диагностических методик.

Если говорить о показателях представленной выше диаграммы жизнедеятельности воспитанника, то обращает на себя внимание низкий уровень учебной деятельности. Выявление причин неудач в учёбе показало, что при средних учебных способностях ребёнок имеет крайне низкую учебную мотивацию, что и явилось предметом коррекции в индивидуальной работе с воспитанником. Так была составлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа, которая преследовала следующую цель: развитие учебной мотивации. Программа предусматривала сочинения-рассуждения о пользе образования и знаний, тренинги по развитию усидчивости и внимательности, упражнения по формированию силы воли, общение с интересными людьми, занимательные учебные задания, викторины и игры.  В результате  реализации этой программы ребёнок стал ответственнее относиться к учёбе, что сразу же нашло отражение в текущих и четвертных отметках  по большинству школьных дисциплин.

Итак,  Дневники психолого-педагогических наблюдений, во-первых, дают стабильную и объективную информацию  о каждом ребёнке, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы  в учебно-воспитательный процесс.   Во-вторых, они во многом определяют  эффективность учебно-воспитательной работы, что подтверждается положительной динамикой развития  личностных качеств детей и подростков  детского дома.

Так,  для выявления уровня социальной адаптированности,  активности и нравственной воспитанности детей была использована «Методика выявления уровня подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей социализации» Л.В. Байбородовой. В результате обработки полученных данных    в 2010 г., до начала работы с Дневником,  были сделаны выводы: высокую степень социализированности имеют только 12,5 % воспитанников, среднюю степень развития социальных качеств – 25 %, низкую – 62,5 %. Через три  года результаты диагностики по этой же методике выглядят таким образом:  высокую степень социализированности имеют уже 25 % воспитанников, среднюю степень развития социальных качеств – 50 %, низкую – 12,5 %. Как видно, степень социализированности воспитанников повысилась.

Кроме того, в семье третий год нет неуспевающих  детей, 75% воспитанников систематически участвуют в общественной жизни  школы и детского дома, а 25 % — эпизодически, 100 % воспитанников посещают различные объединения дополнительного образования, по трудовой деятельности 87,5 %  воспитанников  имеют высокие показатели и  12,5 % — средние.

 

Список литературы:

  1. Выготский Г.Л. Педагогическая психология. – М.,1991.
  2. Программно-методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме / авт.-сост. И.П. Посашкова, М.В. Лобченко, Е.А. Егорова. – Омск, 2007.
  3. Психологическая профилактика и коррекционо-развивающие занятия (из опыта работы) / авт./сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель,2007. 154 с.
  4. Шипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. – СПб.: Институт специальной  педагогики и психологии, 2000.

 

Сборник материалов IV Всероссийских Аксиологических чтений —  Омск, 2013 г.  

 

Блинова С.В., воспитатель КОУ «Артынский детский дом»

 

Опыт патриотического воспитания детей и подростков детского дома через приобщение к традициям, обычаям и культуре русского народа

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из важнейших в современном обществе. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная  деятельность   органов государственной власти  и организаций  по формированию у граждан   высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности  к выполнению  гражданского долга  и конституционных обязанностей  по защите интересов  Родины».

События последнего времени подтвердили, что политические перипетии в стране, экономическая перестройка, смена общекультурных ценностей оказали негативное влияние на духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, что способствует размыванию морально-этических норм, искажает представления молодых людей об общечеловеческих ценностях. В шкале ценностей  подрастающего поколения начала  XXI века Родина и патриотизм стоят на последних местах. В сознании многих молодых людей преобладает безразличное или порой негативное отношение к государству. Однако становление духовной, высоконравственной личности невозможно без сопричастности к истории и культуре своего народа.  Особенно остро проблема патриотического воспитания стоит в сиротских учреждениях.

Не секрет, что в условиях семейной депривации, отсутствия родственных связей и даже самых элементарных сведений о ближайших родственниках  дети в детских домах автоматически превращается в «Иванов, родства не помнящих». Тончайшие нити, связывающие семейную историю с государственной,  рвутся, что крайне негативно  сказывается на формировании  представлений воспитанников о гражданственности  и патриотизме.

Проведённая в  2009 году  в моей группе воспитанников диагностика «Личностный рост» Л.В. Байбородовой (отношение подростков к Отечеству) показала, что лишь у 25 % детей отношение к Родине ситуативно-позитивное,   у 50 % ситуативно-негативное,  у 25 %  –  устойчиво-негативное.  Многолетний опыт работы в детском доме показывает, что для воспитанников учреждения характерно недоверие к обществу, к государству, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности в адаптации в социокультурном пространстве.

Таким образом, результаты исследования и  наблюдений стали свидетельством  необходимости системной работы в области патриотического воспитания, развития у детей и подростков детского дома  ценностного отношения к истории и культуре своего народа, что и определило тематику и содержание программы, составленной мной в 2009 г.

Итак, цель программы:

Формирование патриотических качеств личности через воспитание уважительного отношения к традициям, обычаям и культуре русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить с историей и культурой родного края.
    1. Научить собирать, анализировать и систематизировать краеведческий материал.
    2. Привлекать детей к активному участию в традиционных народных праздниках и обычаях.
    3. Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, обычаям и традициям русского народа.

Через решение перечисленных задач патриотическое воспитание выступает в  качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления активной гражданской позиции и готовности к служению своему Отечеству.

По данной программе я работаю третий год, программа подразумевает логическую стройность в изучении каждого её раздела:

  1. «Я – гражданин, патриот»
  2. «Я и традиции и обычаи моего народа»
  3. «Я и моя малая родина»
  4. «Крепка семья  — крепка отчизна»
  5. «Шаг в будущее»

Безусловно, для каждого ребёнка   родина начинается с семьи,  о которой каждый человек хочет знать как можно больше. Семья наших воспитанников – это детский дом, в котором они  живут, это мы – их педагоги и все те, кто работает в нем. Поэтому на протяжении всех лет работы по программе мы с детьми  не только изучаем, но   и пополняем материалы экспозиции музея детского дома: дети встречаются с ветеранами педагогического труда, с интересом слушают их рассказы, рассматривают  старые фотографии, а потом оформляют стенды или альбомы  об этих уважаемых людях. С ещё большим интересом мои воспитанники относятся ко всему, что связано с бывшими выпускниками детского дома: с удовольствием общаются с теми, кто приезжает к нам в гости, и создают новые рабочие материалы для музея детского дома.

Наш музей отражает не только историю детского дома, но и частично – историю села. Так, в музее есть материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, с которыми наши дети периодически встречаются, приглашая их на свои праздники, оказывают им посильную помощь по хозяйству.

Итак, музей детского дома — это творческое сотрудничество воспитателей и воспитанников, он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является хранителем и продолжателем лучших традиций детского дома.

Историю Отечества наши дети изучают в школе по учебникам, в детском доме они её изучают через жизнеописание  своих земляков, участие в конкурсах, викторинах, праздниках. Часть занятий приурочены к конкретным датам в истории России, временам года, государственным праздникам.

Ежегодно в  детском доме проводятся праздники, посвящённые Дню Героев Отечества, Дню защитника Отечества, Дню Победы.  Наши дети ухаживают за территорией   возведённого в память о погибших в годы войны односельчанах сельского мемориального комплекса,  где  9 Мая проходят митинги,  в подготовке и проведении которых   участвуют воспитанники  детского дома.

Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет празднование различных русских народных праздников, таких как Масленица, Пасха, Рождество и др., на которые мы приглашаем всех односельчан. Люди приходят к нам, чтобы стать зрителями праздничных театрализованных представлений и участниками всевозможных конкурсов и аттракционов  в рамках народного гуляния.  Наши гости искренне благодарят нас и наших детей за большую работу по изучению и сохранению народных традиций.

Изучение природы родного края проходит в походах и различного рода экскурсиях.  Наше село окружено роскошным сосновым массивом,  в 3-х километрах от детского дома протекает река Иртыш, а сразу за селом речка Куруша. В тёплое время года мы с детьми часто посещаем природные объекты, изучаем растительность и животный мир нашего края. Но мы не ограничиваемся созерцанием наших красот: ежегодно воспитанники помогают местному лесничеству в уходе за саженцами в местном питомнике, в работе по сохранению муравейников  и численности лесных пернатых.

Такая разнообразная интересная для детей работа по патриотическому воспитанию сплачивает коллек­тив, позволяет каждой личности проявить себя, отбросить ненужное, лиш­нее и укрепить лучшие качества, дать по­вод повод для гордости собой, това­рищами, своими предками и славной историей своего народа.

Жизнь не стоит на месте. Меняются взгляды на образование и воспитание. Одно лишь остается неизменным  – это процесс становления личности. Все новое в деле патриотического воспитания я стараюсь передать детям. Я верю, что стране нужны люди, любящие Родину. Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю молодому поколению возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края,своего народа.

Проведённая в  2012 году в  моей  группе воспитанников диагностика «Личностный рост» Л.В. Байбородовой (отношение подростков к отечеству) показала  положительную динамику развития патриотических качеств: у  50 % моих воспитанников  выявлено ситуативно-позитивное отношение к Родине   (в 2009 г. этот показатель составлял  25 %),   у 50 % – ситуативно-негативное  (в 2009 г. – тоже 50 %),  устойчиво-негативное не выявлено ни у кого  (в 2009 г. –  25 %).

Кроме того, результат своей работы  я увидела в том, что  дети усвоили важную истину: Родина, как  и мать, дается только один раз в жизни  и она во многом определяет становление человека –  даёт ему образование, заботится о его здоровье, защищает его права  и т.д. Поэтому каждый   гражданин должен служить  своей Родине, отдавая ей воинский долг, создавая материальные блага, развивая  культуру  и сохраняя природные богатства, чтобы  каждое последующее поколение могло пользоваться плодами усилий предыдущего и в свою очередь приумножать  богатства своей Родины для своих потомков.

 

 

Сборник материалов  Третьих Всероссийских  аксиологисческих чтений

«Духовно-нравственное   воспитание детей и молодёжи»

Омск: изд-во Ом ГПУ, 2012

 

Опыт духовно-нравственного воспитания детей детского дома через приобщение их к православным  традициям русского народа и  изучение светской культуры нации

Внукова И.А, воспитатель,

 Северинова О.В., заместитель директора по УВР

 

По данным последних социологических исследований, около 80 % россиян считают себя   православными.  Мы живём в православной стране, где большая часть граждан  крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности  пронизывают всю   российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия   невозможно понимать смысл многих   литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком   – невозможно любить Россию,  не зная того, что находится в  генетической памяти народа.

Глубокие гуманистические основы нравственности, лежащие в основе православной культуры, являются надёжной опорой для всех педагогов, особенно для воспитателей детских домов, основной контингент которых состоит в основном из детей, изъятых из социально неблагополучной среды. Однако  необходимо помнить, что веру ни в коем случае  нельзя  насаждать, поэтому своим воспитанникам мы предоставляем выбор между религиозными и светскими основами нравственности. Такой подход к духовно-нравственному воспитанию  позволяет избежать конфликтных отношений с воспитанниками и достичь  главной цели педагогического воздействия – сформировать в  наших  подопечных основные духовно-нравственные качества личности: доброту, милосердие, уважение и сочувствие  к окружающим людям, а также воспитать позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа. Именно так  сформулирована  цель нашей программы «Дорога к храму», в которую вложен  многолетний опыт воспитания детей особой заботы.

Формирование нравственных качеств личности  наших воспитанников предполагает накопление знаний, развитие социального мышления, формирование духовных потребностей, накопление и обогащение  их эмоционального опыта переживаниями, способными разбудить  высокие чувства.

В ходе реализации программы нами  решались  следующие задачи:

  1. Познакомить воспитанников с основами православия.
  2. Повысить степень сформированности морально-нравственных ценностей.
  3. Воспитывать уважительное отношение к семье, её духовным ценностям.
  4. Развивать патриотические качества личности.
  5. Развивать коммуникативные навыки, способствующие социализации воспитанников, через организацию и проведение православных праздников.

Программа рассчитана на работу с подростками   10-12 лет  в течение 2-х лет, составлена с учётом возрастных и личностных особенностей воспитанников детского дома и состоит из 6 разделов:

  1. Основы православия
  2. Храм – дом божий
  3. Как поживёшь, так и прослывёшь
  4. Русский дом
  5. Земля родная святости полна
  6. Духовные начала русской культуры.

Несмотря на огромную воспитательную значимость самого материала, занятия по духовно-нравственному воспитанию, как и любые другие,  должны строиться по всем основным принципам педагогической науки, с привлечением всех возможных методических средств. Поэтому  мы  используем  максимально разнообразные  формы их проведения: беседы, диспуты, тематические занятия, экскурсии, встречи, конкурсы, праздники, инсценированные  представления, ролевые  игры, трудовые  акции, устные журналы, презентации  и т.д.

В содержание программы первого  года обучения вошло  знакомство с основными событиями Ветхого и Нового завета, со  Святыми  Русской православной церкви и православными праздниками. Дети узнали  о роли церкви в жизни верующих, об истории развития храма, они познакомились  с внутренним его убранством, с различными символами православия и церковными таинствами. Последний раздел первого года обучения делает акцент на духовно-нравственных качествах русского народа, их значении в жизни современного человека и способах их саморазвития.

Практическая часть первого года обучения  была рассчитана на освоение норм и правил поведения во время церковной службы, а также через деятельность нацелена на формирование ценностного отношения к морально-этическим нормам в обществе, на воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Здесь были предусмотрены планом и проведены   детские христианские чтения, заочная экскурсия по святым местам России, литературно-музыкальная композиция «Колокола веков», ролевая игра «Жить на белом свете радостно», праздники «Земные ангелы» и «В небесах Христос родился». Прошла встреча с местным священником  на тему «Слово о покаянии», организована помощь  ветеранам Великой отечественной войны и ветеранам педагогического труда.

В соответствии с содержанием теоретической части второго года обучения воспитанники познакомились с краеведческим материалом: они узнали о распространении православия в Сибири, о житиях омских   святых  и подвижников благочестия, об уважаемых людях нашего села и его истории. Дети и подростки детского дома узнали об устоях и обычаях русской православной семьи, об обрядах сватовства и венчания, об  особенностях внутрисемейных отношений в православной семье и о семейном досуге.

Эти знания подкреплялись практическими занятиями: дети   побывали  на экскурсиях   в Большереченском музейно-историческом комплексе «Старина Сибирская», посетили обряд «Сватовство и свадьба на Руси». Сходили на праздничное богослужение «Сретение господне», участвовали в конкурсе сочинений «Моя малая родина», в конкурсе рисунков «Земля родная». Изучая культуру иконописи, воспитанники узнали об особенностях этого творчества, о  великих иконописцах,  а также сами приняли участие в практических занятиях по вышиванию икон и картин на различные христианские мотивы.

Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики, стоит обратить внимание на её опыт в духовно-нравственном воспитании, где особая роль отводится праздникам русской православной церкви. Их проведение распределяется  на всё время обучения, включая этот вид деятельности в практическую часть данной программы. Дети с удовольствием включаются в подготовку праздников, для них это одна их разновидностей  коллективных творческих дел, а для нас это давно опробованная технология, которая помогает  достичь в воспитании детей особой заботы определённых результатов: дети становятся  более активными, в коллективных творческих делах раскрываются их скрытые таланты, совершенствуются их коммуникативные навыки.

Практика показывает, что живое, наглядное знакомство с внутренней жизнью храма оставляет неизгладимый след в душах детей, поэтому программа предусматривает посещение местной  церкви  в дни богослужений. Конечно, предварительно детям рассказываем  о положенной форме одежды, о правилах внешнего благочестия на территории прихода, не обязывая их выполнять, например, креститься, заходя в храм, или прикладываться к иконам, но со временем большинство детей начинает это делать по желанию.

Положительные результаты работы по программе можно  подтвердить при помощи диагностических исследований, проведенных до внедрения программы и   по окончании её реализации.  В качестве основной  была использована  методика «Личностный рост» Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова. В тестировании принимали участие 9 детей 10 – 12 лет.

Результаты первой диагностики свидетельствовали  о недостаточном уровне душевного, духовного и нравственного развития воспитанников. Через  два  года эта же диагностика, проведённая в той же группе воспитанников,  показала другие результаты: устойчиво позитивное отношение к человеку как к Другому выросло на 33%, устойчиво позитивное отношение к своему душевному и духовному Я выросло на 22 %.

Для выявления уровня социальной адаптированности,  активности и нравственной воспитанности детей была использована «Методика выявления уровня подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей социализации» Л.В. Байбородовой.  В результате обработки полученных данных  до внедрения программы были сделаны выводы: высокую степень социализированности имеют только 11% воспитанников, среднюю степень развития социальных качеств – 33%, низкую – 56 %. Через два года результаты диагностики по этой же методике выглядят таким образом: высокую степень социализированности имеют уже 33% воспитанников, среднюю степень развития социальных качеств – 33%, низкую – 33 %. Как видно, степень социализированности воспитанников повысилась.

Конечно, в работе с детьми особой заботы мы  не рисуем  радужных перспектив: у всех воспитанников изломанные  судьбы, но планомерная, научно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию приносит свои плоды – это видно не только из результатов диагностик: все наши  коллеги отмечают, что  дети  изменились  в лучшую сторону: стали  добрее, стараются помогать друг другу и взрослым, лучше трудятся, стремятся к творчеству.

Итак, глубокие культурные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями.  Приобщая детей к православным традициям и нравственным ценностям русского народа, мы учим их видеть прекрасное в жизни, понимать и оценивать свои поступки, прощать оступившихся, учим жить среди людей, что для наших воспитанников  немаловажно  и для общества в целом тоже, так оно пополняется жизнеспособными, социально адаптированными членами.

 

Публикация в журнал «Детский дом» (№3, 2012 г.) 

Опыт формирования культуры поведения

у воспитанников детского дома

Шандер Марина Владимировна, воспитатель КОУ «Артынский детский дом»

 

Как пафосно могла бы звучать следующая фраза в качестве начала моей статьи: «С самого раннего детства я мечтала только о  работе в детском доме в качестве воспитателя».

Красиво, но не совсем верно. Потому что сначала меня привлекали совсем иные занятия.

Тогда почему моей жизнью стала педагогика? Почему вообще жизнь складывается так, а не иначе? Думаю, многое в судьбе человека зависит от того, что в нем заложено с детства, от тех людей, которые его окружали, от  самой атмосферы дома. В силу краткости статьи я не могу много писать о  своей  семье, но могу сказать одно: вся целеустремленность, упорство в достижении цели, желание знать больше, понимание самого важного, самого главного – все оттуда.

Работая в детском доме, я часто задумываюсь о судьбе своих воспитанников. Какими они будут, когда мы выпустим их в самостоятельную жизнь?  У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.   Отсутствие коммуникативных навыков, навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Решить эту проблему можно только   научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, необходимо научить его нормам морали  и адекватному поведению в общении с различными людьми, помочь ему усвоить логику определённых правил и взаимоотношений,  привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я пришла к выводу, что необходимо создание программы «Этикет. Культура поведения» для подготовки к успешной адаптации и социализации воспитанников детского дома в обществе через формирование основ культуры поведения.

Этикет (в переводе с греческого «обычай»)  – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращений и приветствий, манеры и внешний облик человека. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами,  принятыми в обществе. Сам этот термин показывает, что приличные манеры есть нечто приобретаемое, прививаемое  воспитанием. Значение хороших манер  в жизни не так маловажно, как это принято считать в наш рациональный век. Они придают человеческим взаимоотношениям мягкость, красоту, облегчают решение самых разнообразных проблем. Необходимо, чтобы хорошие манеры стали внутренней потребностью каждого человека, тогда исчезнут грубость, хамство, сквернословие, позорящие и оскорбляющие личность. Воспитанный человек должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя свое человеческое достоинство и не умаляя достоинства других. Поэтому целью моей программы является воспитание у детей культуры поведения.

К сожалению, в той неблагополучной социальной среде, откуда приходят наши дети, преобладают негативные явления, содействующие приобретению потенциальных  воспитанников отрицательного социального опыта. У детей, поступивших в детский дом из неблагополучных семей, отсутствуют навыки культурного поведения. Дети не умеют контролировать свои действия, не уверены в себе. Поэтому следует обратить особое внимание на культуру поведения в различных сферах жизнедеятельности, помочь детям усвоить правила этикета, овладеть навыками и умениями, соответствующими их возрасту. Исходя из этого, следует отметить задачи программы:

  1. Обучение правилам этикета в различных ситуациях.
  2. Овладение навыками культурного поведения.
  3. Подготовка ребенка к сознательной жизни в обществе.

Основные направления программы:

  1. В гостях у этикета.
  2. Поведение в общественных местах.
  3. Общение и взаимоотношение людей.
  4. Деловой этикет.

Изучая социальный статус семей, откуда пришли мои подопечные,  я поняла, что мне предстоит сложная и непростая работа.     Мне предстояло изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересы и склонности. Как музыкант прислушивается к звучанию своего инструмента, так и я всматривалась и вслушивалась в каждого ребенка.  Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.

Одними из ведущих методов моей работы являются  беседы и ролевые игры. Дети любят обсуждать и разыгрывать ситуации. Дети в своём большинстве оказались очень подвижными, непоседливыми, требующими к себе повышенного внимания,  многие –  с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психически неуравновешенные.

Здесь мне пришлось работать не только как воспитателю, но и как психологу. В свою работу я включила часы общения, которые имели  преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии,  различные тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков.

Эту работу я проводила и провожу на семейных часах, что  приносит  положительные плоды.   Дети стали более организованны, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Дети усвоили основные правила культуры поведения, научились правильно вести себя в общественных местах, находить правильный тон в общении, научились  соблюдать правила поведения за столом, этично принимать пищу.

В. А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль педагога».

Организуя воспитательную работу, я  выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:

  • при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;
  • при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
  • стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков воспитанников;
  • учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
  • создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Особенно дети  любят театрализованные представления, к подготовке которых они подходят со всей ответственностью. На открытом занятии «Гостеприимство»  мои воспитанники перевоплотились в гоголевских героев из рассказа «Ночь перед рождеством», которые собрались к Солохе на чаепитие, где продемонстрировали свои манеры, тут же подвергшиеся обсуждению со стороны другой группы детей. Занятие получилось очень ярким, выразительным, запоминающимся, а главное – очень полезным в плане усвоения правил гостеприимства и культуры поведения за столом.

Изо  дня в день я стремлюсь, чтобы дети в своем «нравственном портфеле»  несли не злобу, не стремление выместить обиды на ком придется – а наклонность к добру и миру. Стараюсь преобразить детскую агрессию в энергию добра. Этому способствуют частые беседы и дискуссии о культуре поведения и взаимоотношениях людей, о разных поступках людей. Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих бесед положительный опыт.

Приходится набираться огромного терпения, проявлять милосердие и заботу к детям. Просто их принять такими, какие они  есть. Я постаралась окутать их лаской и теплом. И постепенно они,  как Кай из сказки «Снежная королева», оттаяли и оказались довольно милыми, умными, добродушными детьми. Как мало надо детям, чтобы душа их засветилась благодатным светом – участие, любовь, и внимание. Душевный контакт с детьми, богатое общение с ними, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет  хорошо, нет контакта – ничего нельзя предсказать.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

–  если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

–  если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

–  если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире;

–  если ребенка поддерживать, он учится ценить себя.

Мы вместе радуемся своим успехам, решаем сообща возникающие проблемы. В семье царит поддержка и взаимовыручка.

Воспитательная работа многоплановая и разнообразная, направленная на развитие познавательных интересов, детского таланта, инициативы. По всем направлением деятельности я провожу разнообразные мероприятия: познавательные и ролевые игры, игры-задания, чаепития, анкеты, тесты, экскурсии, викторины, праздники.

В воспитательном процессе мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми  детьми, но и раскрыть их индивидуальные способности, творческий потенциал, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными.

Я своей любовью объединила детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

 

 

 

 

Публикация в журнале «Детский дом» (№2, 2011 г.)

 

 

«Трудные
дети» — дети, которым трудно

 

Воспитатель  высшей квалификационной категории  Брауэр С.П.

 

 

Воспитание детей  — огромный труд, который, прежде всего,
ложится на плечи родителей, а  в нашем
случае — воспитателей так как, сколько бы ни ссылались на детские учреждения
(детские сады, школы), большую часть времени дети находятся в семье. Наши дети
взрослеют, становятся умнее. И нам хотелось бы, чтобы проблем в общении
становилось меньше, но так происходит не всегда. 

Трудный ребёнок – это тот, кому
трудно.  Именно так надо  понимать, что с ним происходит.   Трудный он не только для нас взрослых, но в
первую очередь для себя.   Трудный
ребёнок – страждущий, мечущий  в поисках
тепла и ласки.  Обездоленный и почти
обречённый.  

Он это чувствует.   Все трудные дети, как правило, не имели
доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале
трудности с адаптацией при поступлении в детские учреждения, затем недостаток
способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к
неорганизованности, нарушениям дисциплины.
«Трудные дети» всегда являются для нас педагогов некой загадкой: то
невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг
нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются бесчувственными, то шокируют
окружающих вызывающим внешним видом. Эти дети постоянно стремятся обратить
на  себя внимание, а затем, добившись
своего, доводят нас,  педагогов,  до раздражения или отвращения к себе.   Странности в поведении «трудных детей»  вызывают у нас страх, что мы можем с ними не
справиться,  показаться смешными и  беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребёнком кроется
не в том, что этот ребёнок неисправим, а в том, что сам процесс воспитания
идёт  по ложному пути.  Наша ошибка
состоит в том, что мы  стремимся
только искоренять пороки.  Следовательно,
для выпрямления личности нам, педагогам, необходимо, прежде всего, организовать
правильное поведение  самого
воспитанника, различными способами привлекать его к совершению морально ценных
поступков, поощрять их.  Такую тактику
можно назвать тактикой  проектирования
положительных качеств личности и организации опыта её правильного поведения.

          Лишенная отцовской и материнской ласки,
родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально,
она ослабевает, болеет, озлобляется.   В
то же время численность по-настоящему «трудных детей» в последнее время сильно
растёт. Они уходят из дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают,
хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики  или же,
напротив, замыкаются в четырёх стенах своего дома, почти не выходят на
улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и
ничего не читая, играют в компьютерные игры.
Им очень трудно жить среди нас,
так как их душа «окрадена»
любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей.

       Запущенность
детей развивается на фоне  равнодушного,
невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, воспитателей, учителей.
Это  равнодушие дети глубоко переживают
как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает
чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет
новые формы самоутверждения   и обычно
выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.  Давайте, попытаемся вместе найти причину
трудностей в поведении ребёнка, проанализировав притчу о перевёрнутом камне.

       Один странствующий искатель истины увидел
большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом
перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если
не обращаешь  внимания на то, что уже
знаете?»

        Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш
сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности.  Зачастую проблемы в поведении детей, их
трудности – в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии.

       Самые  главные слова, которые сегодня вы должны
сказать своим воспитанникам: «Я вас понимаю, ценю и принимаю. Когда вам трудно,
я буду рядом, вместе мы всё преодолеем».

Публикация в
журнале  «Образование Омской области»
(№1, 2011 г.)

 

                   Развитие профессиональной компетентности

педагогов
детского дома

 

Северинова О.В.,
заместитель директора по УВР  бюджетного
образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся
без  попечения родителей  «Артынский детский дом»

 

Тот
факт, что в последнее время кардинальным образом изменилась
общественно-политическая ситуация в стране и мире, а значит, претерпели
существенные изменения требования к личности, способной полноценно жить и
работать в новых условиях, определяет
заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и
молодёжи. В последнее время стремительно развивается педагогическая наука,
предъявляющая высокие требования к профессиональным умениям воспитателей
подрастающего поколения. К тому же становление и сохранение профессиональной
компетентности педагога осложняется быстрым моральным устареванием некогда
приобретённой компетентности, из чего следует, что педагог должен непрерывно
развиваться, совершенствуя своё профессиональное мастерство.

 Без сомнения, процесс воспитания детей,
лишённых семьи, обусловлен целым рядом специфических особенностей и по сути
является гораздо более сложным, чем в общеобразовательных учреждениях. Отсюда
следует вывод, что уровень профессиональной квалификации и компетентности
педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечивать
успешную социализацию воспитанников. Однако профессиональное образование не
предусматривает подготовки таких специалистов,
что приводит к необходимости воспитания кадров средствами  методической работы в учреждениях для детей
«особой заботы».

            В настоящее время в БОУ «Артынский
детский дом» в этом направлении ведётся целенаправленная, научно организованная
работа. Однако ещё 3 года назад ситуация вызывала большую тревогу.  Проведённая в
марте 2008  г. диагностика
профессиональной компетентности педагогов
показала, что уровень профессиональных умений педагогов  детского дома высокому и очень высокому
соответствовала  менее чем у 50 %  педагогов, что объяснялось и отсутствием у
трети педагогов педагогического образования, и пренебрежительным отношением к
курсовой переподготовке,   и низкой
организацией методической работы  в
учреждении.

 Поэтому работу по развитию профессиональных
умений решено было вести по нескольким направлениям, и уже в 2009 г. все
педагоги  прошли курсы повышения
квалификации на тему «Содержание и организация воспитательной деятельности в
условиях детского дома», в результате чего в детском доме появились локальные
программы по всем направлениям воспитательной деятельности, реализация которых
началась с 1 сентября того же года.

В современных условиях немаловажное
значение для развития профессиональных качеств педагогов имеет самообразование.
В методическом кабинете детского дома для педагогов оборудована и регулярно
пополняется новинками библиотека методической литературы, появились подборки журналов
«Детский дом», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Народное
образование», «Педагогическое образование и наука». У каждого педагога теперь есть
план самообразования, который направлен не только на изучение научной
литературы по проблемам воспитания и образования детей особой заботы, но и на
всестороннее изучение передового опыта в области изучаемой темы  и необходимость творческого подхода при его
практическом использовании.

Однако самым
эффективным условием развития профессиональной компетентности  педагогов детского дома явилась модернизация
методической работы,  которая, кроме
традиционных, с 2009 г. предусматривала
инновационные формы работы с педагогами. Так в детском доме появилась программа
«Школа профессионального мастерства»

Особенностью
и достоинством этой программы  является
дифференциация работы с педкадрами по уровню профессиональной компетентности. В
зависимости от уровня педагогического мастерства все педагоги    детского дома, работающие  в рамках данного профессионального
объединения,  образуют две  группы, первая из которых посещает «Школу  совершенствования  педагогического мастерства», вторая –
«Школу      становления  начинающего педагога»

 Состав «Школы
совершенствования  педагогического
мастерства» и   «Школы становления
начинающего педагога» формируется на основании

результатов
первичного мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов
детского   дома и результатов их трудовой
деятельности. В рамках «Школы совершенствования педагогического мастерства»
изучаются, обсуждаются и отрабатываются актуальные вопросы развития образования
детей особой заботы, ведётся инновационная
и научно-исследовательская
деятельность. Вместе с тем,  на
основе анализа затруднений и вычленения
проблем определяются перспективы развития имеющегося собственного опыта
с целью  его совершенствования и
распространения.

 В рамках «Школы становления начинающего
педагога»  изучаются основы
педагогического мастерства,  современные
воспитательные технологии, осваиваются алгоритмы решения профессиональных
проблем  (диагностика  уровня
воспитанности, целеполагание, выбор и обоснование оптимального сочетания   методов воспитания и т.д.)

 Состав объединений в рамках «Школы
профессионального мастерства» может меняться ежегодно в зависимости от
изменения уровня профессиональной компетентности педагогов детского дома и
вливания в коллектив новых кадров.

  Данная
форма методической работы помогает педколлективу решать следующие задачи:
оперативно  выявлять
профессиональные проблемы у  педагогов
детского дома и повышать уровень их научно-теоретической, практической и
методической  грамотности; развивать
профессиональную  мотивацию каждого
педагога на  стремление к
самообразованию,  самоанализу,  к
собственным  профессиональным
достижениям; содействовать инновационным процессам в системе воспитательной
работы образовательного учреждения.  

             Итак,
модернизация  системы методической
работы с педагогическим коллективом является одним из главных  условий развития профессиональной
компетентности педагогов и, безусловно,
позитивно отражается на качестве учебно-воспитательного процесса в
учреждении.   Усилия педколлектива были
замечены ИРООО, и  в 2010 г. Артынский
детский дом получил предложение участвовать в программе регионального
инновационного комплекса «Образование детей особой заботы». По результатам
работы в течение года детский дом получил благодарность от ИРООО и предложение
продлить сотрудничество.

За
последние 2 года педагоги стали активными участниками как внутридомовых, так и
областных мероприятий, направленных на развитие профессиональной
компетентности. Так, Малыгина Е. И., воспитатель детского дома, стала
участником конкурса «Воспитатель года – 2009». Имеет сертификат участника.
Награждена дипломом Министерства образования Омской области за активное участие
в конкурсе авторских образовательных программ в области духовно-нравственного
воспитания (2009 г.). В 2009 году в федеральном журнале «Детский дом» опубликована
ее статья «Как воспитать настоящего человека». В этом же журнале в 2010 г. был
опубликован сборник литературно творческих работ  «Жизнь посвящённая детям»,  написанный авторской группой  педагогов детского дома.  Вольф Е.Д., Внукова И.А., Малыгина Е.И.,
воспитатели,  приняли участие в областном
конкурсе «Открытое занятие» (2010 г.) Вольф Е.Д. награждена дипломом  ИРООО, приглашена на  
VI областной педагогический марафон, где успешно
выступила  с демонстрационным  докладом «Технология организации и проведения
воспитательного занятия». Педагоги детского дома успешно принимали участие в
различного рода конкурсах методических разработок, имеют дипломы и сертификаты.

Таким
образом, педагогический коллектив детского дома обладает высоким творческим
потенциалом, стремлением к саморазвитию, желанием дальнейшего совершенствования
в сфере инновационной деятельности, а новые формы развития профессионального   мастерства в сочетании с традиционными   помогают им в достижении этих целей и
содействуют повышению качества учебно-воспитательного процесса в нашем
учреждении.  

 

 

Публикация в журнале «Образование Омской области» (№1, 2011)

 

Организация
работы по самовоспитанию  с подростками  в условиях детского дома

Брауэр С.П., воспитатель высшей
квалификационной категории

Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня
впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей
природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. К подобным
ценностям надо подтолкнуть наших подростков не формально, а так, чтобы поиск
смысла жизни они связывали с ситуацией в окружающем мире.

Как известно, в детские
дома дети поступают из неблагополучных семей, где для таких детей неким идеалом
привлекательности являлись их  родители
со своими достоинствами личности, и в большинстве недостатками.

А дети как губка, всё  впитывают в себя, и поэтому, основной
контингент поступившихся детей в детские дома нуждаются в перевоспитание и
самовоспитание. Для этого в помощь детям, стали разрабатываться программы по
самовоспитанию в  ОУ, которые очень
актуальны для детских домов.  Только  благодаря данной программе любой человек
может измениться в лучшую сторону. Если не заниматься своим самовоспитанием и
самообразованием, в жизни может возникнуть много трудностей. Она  поможет каждому подростку в подготовке к  самостоятельной взрослой жизни.

Программа  «Формирование
мотивации
подростков к
самовоспитанию в  условиях детского дома
»
как раз и помогла и помогает
воспитанникам  утвердить ценности
человека, здоровья, семьи, окружающего мира через самопознание, самовоспитание
и самоутверждение.   Направлена
программа  на воспитание у подростков
ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которые  имеют значение для окружающих людей, а также
на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств
личности.

Календарно – тематическое планирование к  программе
«Формирование мотивации
подростков к самовоспитанию в
условиях детского дома
» включает
в себя 18 занятий, которые разделены
на три направления: «Самопознание»
(Познай себя),   «Самовоспитание»
(Сделай себя сам), «Самоутверждение» (Утверждай себя).  
Она рассчитана на занятия с детьми 11-14 лет, в течение
года.  Занятия проводились 1 раз в две
недели по 40 минут, а также  в течение
недели проводилась работа с подростками по индивидуально —  коррекционным программам по 20 минут.

Подростки всегда охотно откликались  на возможность узнать что-то новое о себе, о
своём характере, говорили о своих проблемах. Неслучайно первое направление
программы «Самопознание» помогало воспитанникам в познании самого себя,
осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя  в самовоспитании. Пробуждение интереса к
своему внутреннему миру связано у подростков с формированием самосознания и
самооценки.

Содержание  второго и  третьего
направления  программы.

«Самовоспитание»
и «Самоутверждение» — определяет общая мотивация подростков, которая смещается
на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей,
удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению.
В подростковом возрасте у детей
начинает развиваться чувство собственной значимости, а подчас и неоправданной
самоуверенности, дети в этот момент готовы беспощадно критиковать всех, только
не самих себя. Для этого вниманию детей была
предложена  «Стратегия поведения»
— это умение управлять собой, умение устанавливать с людьми наиболее верные
отношения, как в труде, так и в быту. Необходимо чтобы дети постоянно
придерживались этой «стратегии поведения» и не забывали ни одного из тринадцати
советов.

Тактично используя диагностические методики самопознания, педагог
помогает подросткам  увидеть себя, черты
своего характера. Подростки получают возможность задуматься о существующих
человеческих потребностях и проанализировать свои потребности. Получая
развёрнутую картину своей личности, они размышляют о своём месте в жизни, о
смысле жизни; проверяют себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций — проб.

Педагог, являясь активным союзником подростков в самопознании,
становится и активным союзником в создании его ценностей. Хорошо
подобранный  и разработанный педагогом
материал  занятий позволил позитивно
влиять на подростков,  на их  нравственность, культуру, жизненные
установки. Подростки  сознательно
собирают  себя, строят свою личность.

Процесс этот длительный и систематический. Тактично, сея по
зёрнышку ценные в нравственном плане установки, позволило  подвести подростков к свободному принятию
целей и выбору нравственного поведения.
Влияние занятий являлись более эффективными при соблюдении следующих
принципов при их проведении:

·
Доверие и сотрудничество. Такие отношения
не ущемляют чувства взрослости подростков, позволяют эффективно влиять на
повышение уровня их нравственной воспитанности.

·
Активность и самостоятельность
воспитанников. В тренинге участники вовлекаются в специально разработанные
действия. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, не от
педагога, а от самих детей. Выбор и постановка задач самовоспитания должны
переживаться подростками как их собственные желания и действия, совершаемые с
помощью педагога.

·
Исследовательская творческая позиция. В
ходе занятий участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности,
уже известные в психологии, а также, что ещё более важно, свои личные ресурсы,
возможности и особенности.

·
Эмоциональность.  Занятия проводились в специально оформленном
помещении, использовалось музыкальное сопровождение приятной классической
музыкой, во время письменных ответов на вопросы тестов, написания сочинений.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий
эффективной работы группы. Цель данной программы создать
организационно-педагогические условия для стимулирования и мотивации подростов
к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потребностей и
мотивов деятельности на основе  самоизлучения
с помощью различных методик.

Благодаря программе самовоспитания многие воспитанники научившись
контролировать себя,  намного
увереннее  смотрят в завтрашний  день, у
подростков пропадает чувство страха перед неизвестной взрослой жизнью.
Задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к «взрослой»
жизни, но и в том, чтобы сделать их жизнь «сейчас», «сегодня» достойной,  наполненной смысла. 
Шаг за шагом
педагог   вместе  с подростками
движется   вперед,  замечая, как изменяются его воспитанники.
Изменения происходят в характере, в мышлении, в поступках. Из письма выпускницы
детского дома, которая занималась самовоспитанием: «…Простите меня, пожалуйста, за мое поведение. Я знаю, что я иногда была
не права, не хотела заниматься самовоспитанием,
порой Вы были строгими со мной, но вся Ваша строгость  и ваши занятия самовоспитанием  были
только во благо нам. Вы желаете нам только добра и, когда мы выйдем  из стен детского дома, нам никто не будет
говорить и наставлять на правильный путь, так как  Вы, а я продолжу свои занятия над собой, так
как они мне очень помогают. Я постараюсь не опозорить тот дом, в котором  выросла».

Можно привести немало примеров, когда наши воспитанники при выборе
дальнейшего жизненного пути учитывали буквально всё: свои способности и
возможности, трудоустройство после обучения, экономическую и социальную
стабильность в стране. 
Воспитанники, после того как покинут
детский дом, осознают, сколько души и сердца вложил в него педагог. И пройдет,
может быть, не один год, пока он определит роль детского дома и занятий
самовоспитанием в его судьбе. А  ведь его
судьба могла сложиться  как – то иначе?