Как вселить добро в души детей

 

20 января 2015 года воспитатель  первой категории Внукова И.А. провела для своих коллег открытое занятие «Поможем зимующим птицам»,  в ходе которого она со своими коллегами поделилась  опытом работы по духовно-нравственному воспитанию.

Внукова И.А. добивается больших результатов в детей воспитания  детей-сирот во многом благодаря деятельностному подходу. Вот и на этом занятии главными были не разговоры о том, что нужно помогать зимующим птицам, а практическая работа по изготовлению кормушек для птиц, которые дети изготавливали с большим интересом и в тот же день развешали на территории детского дома.

Занятие получило высокую оценку коллег.

IMG_8524 IMG_8529 IMG_8530 IMG_8531 IMG_8533 IMG_8539 IMG_8540

 

Хитрости гардероба

 

27 января состоялось открытое занятие Вольф Е.Д., воспитателя первой квалификационной категории, которая работает по авторской программе «Культура быта».  Тема занятия: «Хитрости гардероба». Занятие было нацелено на обучение воспитанников технике холодного батика. В этой технике дети учились украшать свою одежду, проявляя    творческие способности и индивидуальность. Занятие было построено с учётом участия в нём детей разных возрастных групп и разных способностей. В итоге в ходе коллективного обсуждения все работы были оценены только на «хорошо» и «великолепно».

Это занятие получило высокую оценку коллег.

IMG_8554 IMG_8558 IMG_8559 IMG_8560 IMG_8561 IMG_8563 IMG_8564 IMG_8569 IMG_8570

И снова «Видеомарафон»

     В детском доме проходит ставший уже традиционным конкурс на лучшее видеозаятие «Видеомарафон», в котором принимают участие все воспитатели.  Конкурсные видеозанятия просматриваются, подвергаются анализу на заседании МО,  после чего пополняют медиатеку детского дома.  В текущем учебном году уже запечатлено на видео 8 занятий, лучшие из которых  будут направлены на региональный заочный конкурс «Открытое занятие». В плане работы учреждения ещё 8 видеозаписей. 

Внукова И.А. Мои жиз ненные ценности

Внукова И.А. Мои жиз ненные ценности

Богомолова Н.А. Ориентирование на местности

Богомолова Н.А. Ориентирование на местности

Блинова С.В. Русская старина. Куклы-обереги

Блинова С.В. Русская старина. Куклы-обереги

Вольф Е.Д. Паралимпийские символы 2014

Вольф Е.Д. Паралимпийские символы 2014

Зыкова М.А. Приготовление салата Винегрет овощной

Зыкова М.А. Приготовление салата Винегрет овощной

 

 

Малыгина Е.И. Хорошие манеры.

Малыгина Е.И. Хорошие манеры.

Новикова Т.П. Сервировка праздничного стола

Новикова Т.П. Сервировка праздничного стола

 

Шандер М.В. Роскошь общения.

Шандер М.В. Роскошь общения.

 

 

Всероссийский уровень презентации опыта

 

Педагогами детского дома получены сертификаты  участия в I Всероссийских педагогических чтениях, которые в этом году проходили в заочном режиме. Все работы, высланные организаторам Чтений,  опубликованы в сборнике «Современные тенденции развития школ-интернатов», который вышел в г. Чебоксары.

Сканировать3        Сканировать30001       Сканировать30002

 Материалы выступления

на Третьих всероссийских аксиологических чтениях

«Духовно-нравственное
воспитание  детей и молодёжи»

 Опыт духовно-нравственного воспитания детей детского дома

через приобщение их к православным  традициям русского народа

и  изучение светской культуры нации

 По данным последних социологических исследований, около 80 % россиян считают себя   православными.  Мы живём в православной стране, где большая часть граждан  крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю   российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия   невозможно понимать смысл многих   литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком   – невозможно любить Россию,  не зная того, что находится в  генетической памяти народа.

Глубокие гуманистические основы нравственности, лежащие в основе православной культуры, являются надёжной опорой для всех педагогов, особенно для воспитателей детских домов, основной контингент которых состоит в основном из детей, изъятых из социально неблагополучной среды. Однако необходимо помнить, что веру ни в коем случае  нельзя насаждать, поэтому своим воспитанникам мы предоставляем выбор между религиозными и светскими основами нравственности. Такой подход к духовно-нравственному воспитанию  позволяет избежать конфликтных отношений с воспитанниками и достичь  главной цели педагогического воздействия – сформировать в  наших  подопечных основные духовно-нравственные качества личности: доброту, милосердие, уважение и сочувствие  к окружающим людям, а также воспитать позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа. Именно так  сформулирована  цель нашей программы «Дорога к храму», в которую вложен  многолетний опыт воспитания детей особой заботы.

Формирование нравственных качеств личности  наших воспитанников предполагает накопление знаний, развитие социального мышления, формирование духовных потребностей, накопление и обогащение их эмоционального опыта переживаниями, способными разбудить  высокие чувства.

В ходе реализации программы нами  решались  следующие задачи:

1.     Познакомить воспитанников с основами православия.

2.     Повысить степень сформированности морально-нравственных ценностей.

3.     Воспитывать уважительное отношение к семье, её духовным ценностям.

4.     Развивать патриотические качества личности.

5.     Развивать коммуникативные навыки, способствующие социализации воспитанников, через
организацию и проведение православных праздников.

Программа рассчитана на работу с подростками 10-12 лет  в течение 2-х лет, составлена с учётом возрастных и личностных особенностей воспитанников детского дома и состоит из 6 разделов:

1.     Основы православия

2.     Храм – дом божий

3.     Как поживёшь, так и прослывёшь

4.     Русский дом

5.     Земля родная святости полна

6.     Духовные начала русской культуры.

Несмотря на огромную воспитательную значимость самого материала, занятия по духовно-нравственному воспитанию, как и любые другие,  должны строиться по всем основным принципам педагогической науки, с привлечением всех возможных методических средств. Поэтому  мы используем  максимально разнообразные  формы их проведения: беседы, диспуты, тематические занятия, экскурсии, встречи, конкурсы, праздники, инсценированные  представления, ролевые  игры, трудовые  акции, устные журналы, презентации  и т.д.

В содержание программы первого  года обучения вошло  знакомство с основными событиями Ветхого и Нового завета, со Святыми  Русской православной церкви и православными праздниками. Дети узнали о роли церкви в жизни верующих, об истории развития храма, они познакомились  с внутренним его убранством, с различными символами православия и церковными таинствами. Последний раздел первого года обучения делает акцент на духовно-нравственных качествах русского народа, их значении в жизни современного человека и способах их саморазвития.

Практическая часть первого года обучения  была рассчитана на освоение норм и правил поведения во время церковной службы, а также через деятельность нацелена на формирование ценностного отношения к морально-этическим нормам в обществе, на воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Здесь были предусмотрены планом и проведены   детские христианские чтения, заочная экскурсия по святым местам России, литературно-музыкальная композиция «Колокола веков»,  ролевая игра «Жить на белом свете радостно», праздники «Земные ангелы» и «В небесах Христос родился». Прошла встреча с местным священником  на тему «Слово о покаянии», организована помощь  ветеранам Великой отечественной войны и ветеранам педагогического труда.

В соответствии с содержанием теоретической части второго года обучения воспитанники познакомились с краеведческим материалом: они узнали о распространении православия в Сибири, о житиях омских   святых и подвижников благочестия, об уважаемых людях нашего села и его истории. Дети и подростки детского дома узнали об устоях и обычаях русской православной семьи, об обрядах сватовства и венчания, об особенностях внутрисемейных отношений в православной семье и о семейном досуге.

Эти знания подкреплялись практическими занятиями: дети   побывали на экскурсиях   в Большереченском
музейно-историческом комплексе «Старина Сибирская», посетили обряд «Сватовство и свадьба на Руси». Сходили на праздничное богослужение «Сретение господне», участвовали в конкурсе сочинений «Моя малая родина», в конкурсе рисунков «Земля родная». Изучая культуру иконописи, воспитанники узнали об особенностях этого творчества, о  великих иконописцах,  а также сами приняли участие в практических занятиях по вышиванию икон и картин на различные христианские мотивы.

          Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики, стоит обратить внимание на её опыт в духовно-нравственном воспитании, где особая роль отводится праздникам русской православной церкви. Их проведение распределяется  на всё время обучения, включая этот вид деятельности в практическую часть данной программы. Дети с удовольствием включаются в подготовку праздников, для них это одна их разновидностей  коллективных творческих
дел, а для нас это давно опробованная технология, которая помогает  достичь в воспитании детей особой заботы
определённых результатов: дети становятся  более активными, в коллективных творческих делах раскрываются их скрытые таланты, совершенствуются их коммуникативные навыки.

          Практика показывает, что живое, наглядное знакомство с внутренней жизнью храма оставляет неизгладимый след в душах детей, поэтому программа предусматривает посещение местной  церкви  в дни богослужений. Конечно, предварительно детям рассказываем  о положенной форме одежды, о правилах внешнего благочестия на территории прихода, не обязывая их выполнять, например, креститься, заходя в храм, или прикладываться к иконам, но со временем большинство детей начинает это делать по желанию.

Положительные результаты работы по программе можно  подтвердить при помощи диагностических исследований, проведенных до внедрения программы и   по окончании её реализации.  В качестве основной  была использована  методика «Личностный рост» Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова. В тестировании принимали участие 9 детей 10 – 12 лет.

Результаты первой диагностики свидетельствовали  о недостаточном уровне душевного, духовного и нравственного развития воспитанников. Через  два  года эта же диагностика, проведённая в той же группе воспитанников,  показала другие результаты: устойчиво позитивное отношение к человеку как к Другому выросло на 33%, устойчиво позитивное отношение к своему душевному и духовному Я выросло на 22 %.

Для выявления уровня социальной адаптированности, активности и нравственной воспитанности детей была использована «Методика выявления уровня подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей социализации» Л.В. Байбородовой.  В результате обработки полученных данных  до внедрения программы были сделаны выводы: высокую степень социализированности имеют только 11% воспитанников, среднюю степень развития социальных качеств – 33%, низкую – 56 %. Через два года результаты диагностики по этой же методике выглядят таким образом: высокую степень социализированности имеют уже 33% воспитанников, среднюю степень
развития социальных качеств – 33%, низкую – 33 %. Как видно, степень социализированности воспитанников повысилась.

      Конечно, в работе с детьми особой заботы мы  не рисуем  радужных перспектив: у всех воспитанников изломанные  судьбы, но планомерная, научно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию приносит свои плоды – это видно не только из результатов диагностик: все наши  коллеги отмечают, что  дети изменились  в лучшую сторону: стали  добрее, стараются помогать друг другу и взрослым, лучше трудятся, стремятся к творчеству. 

           Итак, глубокие культурные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями.  Приобщая детей к православным традициям и нравственным ценностям русского народа, мы учим их видеть прекрасное в жизни, понимать и оценивать свои поступки, прощать оступившихся, учим жить среди людей, что для наших воспитанников  немаловажно  и для общества в целом тоже, так оно пополняется жизнеспособными, социально адаптированными членами.

Подготовили: Северинова О.В., заместитель директора по УВР,

Внукова И.А., воспитатель квалификационной категории

 

 

Материалы  выступления на муниципальной конференции
Здоровье детей  - здоровье нации
 Организация
 работы по привитию навыков здорового образа жизни и укреплению здоровья
 воспитанников в условиях детского дома

 

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации,  поэтому забота
о здоровье, физическом воспитании  и развитии подрастающего поколения является важнейшей из задач, стоящих перед образованием. В учреждениях же   интернатного типа проблема здоровьесбережения стоит особенно остро.

Воспитанники детских домов относятся к группе повышенного риска в связи с высокой
вероятностью  генетических заболеваний и заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни родителей. У детей также не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью: их обычно не пугает риск заболеть простудными и инфекционными заболеваниями, они не страшатся болезней, вызванных табакокурением и  употреблением алкоголя. Таким образом, воспитанники детских домов находятся в зоне особого внимания медицинских и педагогических работников.

Статистика заболеваемости и склонность к вредным привычкам воспитанников КОУ «Артынский
детский дом»  не имеет принципиальных отличий от  общей статистики в подобного рода учреждениях: из 40 детей, воспитывающихся в нашем детском доме, 9   страдают хроническими заболеваниями,
остальные имеют функциональные отклонения здоровья, а из этого следует, что абсолютно здоровых детей в детском доме нет. Поэтому здоровьесберегающая деятельность является одним из важнейших направлений работы   нашего учреждения.

В учреждении уделяется большое внимание созданию оптимальных санитарно-гигиенических условий  для проживания и образования воспитанников. Как известно, чистота – залог здоровья. Не только обеспечить эту чистоту  здесь и сейчас,  но и научить своих воспитанников поддерживать порядок вокруг себя, в своей комнате, своей квартире после выпуска из детского дома – задача педагогов. Поэтому ведётся ежедневная  работа по привитию  воспитанникам санитарно-гигиенических навыков. В каждой семье имеются памятки по уборке помещений, дети их знают, обычно придерживаются и грубых нарушений не допускают.
Педагогам здесь очень помогает группа санитарного контроля, в которую входят представители из всех семеек. Они добросовестно следят за соблюдением чистоты во всех жилых помещениях детского дома, результаты проверок отражают в специальном журнале, ежемесячно подводят итоги на Авторитетном совете, выявляют лучшие семьи, ходатайствуют об их поощрении  перед администрацией детского дома.

Немаловажную роль в сохранении здоровья детей играет правильное питание, организацией которого в детском доме занимаются специалисты, учитывающие все медицинские нормы и требования к здоровому питанию. Задача педагогов, и моя в частности, сформировать у наших подопечных культуру питания, которая в самостоятельной жизни должна стать основой здорового образа жизни наших воспитанников. Поэтому я стараюсь дать своим детям как можно более полные знания о том, как должен строиться рацион питания человека, заботящегося о своём здоровье. В частности, провожу викторины, диспуты, круглые столы, привлекаю к работе специалистов.  Но самое главное  в этом направлении работы – это научить воспитанников готовить здоровую пищу своими руками, поэтому практические занятия здесь должны занимать особое место. Учитывая это, я разработала курс занятий «Готовим сами», где дети, причём мальчики тоже, по воскресеньям с энтузиазмом постигают азы приготовления супов, салатов,  вторых блюд, различных напитков. Все дети понимают важность этих занятий, кроме того, им действительно интересно заниматься кулинарией, поэтому прогульщиков такого рода занятий нет.

Особое внимание в детском доме уделяется спортивно-оздоровительной работе.  Стоит отметить, что большинство воспитанников в той или иной мере  увлечены спортом, любят играть в хоккей, футбол, баскетбол, лапту, занимаются в тренажёрном зале, посещают спортивные секции, многие участвуют в соревнованиях. Моя семья здесь не является исключением. В портфолио моих воспитанников  большинство наград составляют те, которые они заработали в спортивных состязаниях.
Например, Рыбакова Настя, ученица 11 класса, является победителем и призёром районных и областных соревнований по лыжным гонкам, лёгкой атлетике, баскетболу.  Сейчас все дети моей семьи готовятся к домовому конкурсу «Лучший спортсмен года», который проводится в целях пропаганды спорта и здорового образа жизни.

    В детском доме ведётся просветительская работа по здоровьесбережению воспитанников. В нашей семейке  прошли следующие мероприятия, имеющие  целью обучение воспитанников ценить и
сохранять своё здоровье: диспут «Всё имеет смысл,  пока мы здоровы»,  интеллектуальная игра «Цветок здоровья», тест «Ваше здоровье», викторина «Кожа – зеркало здоровья», игра «Путешествие на поезде здоровья».   Однако и  в этом направлении всё-таки акцент делается на практической работе: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные часы, катание с горки, прогулки  и экскурсии в
лес, катание на санках, соревнования по баскетболу между семьями, футбольные матчи и т.д.   

  В прошлом учебном году в нашем детском доме была введена  новая форма организации здоровьесберегающей деятельности  — «Паспорт здоровья воспитанника». Он позволяет организовать личностно ориентированный подход к сохранению и укреплению здоровья ребёнка, способствует формированию мотивации   к здоровому  образу жизни.   Паспорт обеспечивает единую систему включения взрослых и детей в совместную деятельность по здоровьесбережению и уже сейчас начинает приносить некоторые результаты.                                       

Учитывая наличие курящих воспитанников, педагогами детского дома ведётся целенаправленная работа по профилактике вредных привычек и борьбе с ними: беседы, семейные  часы, дискуссии, психологические игры. С этой целью в нашей семейке только  за сентябрь-октябрь проведены следующие мероприятия: антитабачная викторина,  беседы «Курить не модно», «Статистика о курении», «Влияние курения на организм детей», дискуссия «Почему люди курят», конкурс рисунков «Трезво жить – век не тужить», подготовлена инсценировка «Старая сказка о главном». Кроме того, воспитанникам детского дома  были продемонстрированы видеофильмы «Подростковое пьянство», «Наркотический и алкогольный террор против России», «Курение как фактор, провоцирующий наркоманию».  К работе с детьми привлекаются   специалисты из центра по внешкольной работе.
Так, 2 ноября 2011 г. социальный педагог центра Иванишина Н.М. провела с нашими детьми групповое занятие  «Сигарета – это яд». Однако    в  вработе по борьбе с вредными привычками мы не можем похвастаться высокими достижениями: курение у нас в детском доме, и у меня в семейке тоже, до сих пор не изжито, что объясняется в первую очередь тем, что большинство приобрели эту привычку до появления в нашем детском доме и теперь они не могут справиться с зависимостью .

          Огромное значение в деле оздоровления имеет организация работы летнего оздоровительного
лагеря при детском доме и отдых воспитанников в лагерях  «Берёзка» и «Пилигрим» Муромцевского района. Так,  летом 2011 г. в общей сложности  в лагерях отдохнуло 100 % воспитанников. Ежегодно на базе детского дома функционирует  летний оздоровительный лагерь, где проходят  оздоровление все воспитанники. Режим работы лагеря предусматривает ежедневную зарядку, послеобеденный сон, оптимальное время для труда и отдыха. В плане работы лагеря — однодневные походы на Иртыш, спортивные занятия и всевозможные оздоровительные мероприятия, в которых активно участвуют
все дети моей семьи.                                                                                                                  

Итак, в детском доме ведётся большая работа по здровьесбережению, которая приносит свои
результаты. Диагностика отношения к своему телесному Я по методике «Личностный рост» Д.В.Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова, проведённая в мае 2011 года показала,  что в моей семье устойчиво-позитивное отношения сформировано у 25% воспитанников, ситуативно-позитивное – у 62,5 %, ситуативно-негативное – у 12,5 %, устойчиво-негативное отношение к своему телесному Я не проявляет никто. В сравнении с началом года видна положительная динамика: воспитанников с устойчиво-позитивным отношением к своему телесному стало на 12,5 % больше, а с ситуативно-негативным на столько же меньше. Тем не менее работать ещё есть над чем, особенно учитывая
наше новое пополнение.

 

Выступила Блинова С.В., воспитатель

 Материалы педагогического форума «Экспериментальная и инновационная деятельность  в сфере образования детей особой заботы»

«Школа профессионального мастерства» как новая форма организации методической работы в детском доме

 

      С изменением общественно-политической ситуации в стране и мире претерпели существенные изменения требования к личности, способной полноценно жить и работать в новых условиях, что  определяет заметное усиление внимания государственных органов квоспитанию детей и молодёжи. Поэтому в  последнее время в педагогике
стремительно развиваются инновационные процессы, которые коснулись и нашего учреждения.

Без сомнения, процесс воспитания детей, лишённых семьи, обусловлен целым рядом специфических
особенностей и по сути является гораздо более сложным, чем в общеобразовательных учреждениях.    Отсюда следует вывод, что уровень профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечивать успешную социализацию воспитанников
.

Однако профессиональное образование не предусматривает подготовки специалистов  для работы в учреждениях интернатного типа,  что приводит к необходимости воспитания кадров средствами  методической работы в детском доме. Именно это обстоятельство определило наше участие в работе инновационного комплекса «Образование детей особой заботы» и выбор направления: «Развитие профессиональной компетентности взрослых,
работающих с детьми особой заботы». Техническое задание по данному направлению состояло в разработке положения и программы развития профессиональной компетентности педагогов детского дома «Школа профессионального мастерства», что было сделано в указанные сроки.

По мысли разработчиков программы,   принцип  дифференциации  работы с педагогами, положенный в основу её составления,   должен был повысить эффективность методической работы  и явиться залогом  повышения профессионального мастерства педагогов всех уровней квалификации в комфортном для них режиме.

Входящая диагностика профессиональной компетентности педагогов детского дома  показала, что очень высокий уровень коммуникативных умений только у 13% педагогов, высокий  – у 67%, средний – у  20%. Уровень профессиональных умений соответствовал  очень высокому уровню только  у 7% педагогов, высокому – у 47%
педагогов, выше среднего – у 33% педагогов, чуть выше среднего – у 13 % педагогов. Внушал оптимизм тот факт, что низкий уровень развития профессиональных и коммуникативных умений не был выявлен ни у кого из педагогов
детского дома.

Результаты данной диагностики стали свидетельством того, что коллектив детского дома, имея большой творческий потенциал, нуждается в развитии.

В  зависимости от уровня педагогического мастерства все педагоги    детского дома   образовали  две  группы, первая из которых  начала работу в рамках «Школы      становления  начинающего педагога»,   вторая – «Школы  совершенствования  педагогического мастерства», а все педагоги в совокупности составили объединение нового типа – «Школа профессионального мастерства».

Положение, регулирующее работу  объединения, предусматривает, что состав педагогов той и другой группы непостоянен, он может меняться ежегодно в зависимости от изменения уровня профессиональной компетентности
педагогов детского дома, что является дополнительным стимулом для их саморазвития. 

 Целью  программы, которая лежит в основе деятельности «Школы профессионального мастерства»,
является развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогов, предоставление им возможности личностного самовыражения, самоутверждения и профессионального роста.

Задачи программы:

1.Оперативное выявление профессиональных проблем у  работников. 

повышение уровня научно-теоретической, практической и методической  грамотности педагогов ОУ.

2.  Профессиональная мотивация каждого педагога на  стремление к самообразованию,  самоанализу, к  собственным  профессиональным достижениям

3. Выявление, обобщение  и  распространение передового педагогического опыта.

4. Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.

5. Содействие инновационным процессам в системе воспитательной работы     образовательного учреждения.

Обе группы педагогов  возглавили  самые опытные воспитатели детского дома, которые в процессе руководства
деятельностью своих коллег развивают и своё профессиональное мастерство.  О деятельности каждой из групп в рамках «Школы профессионального мастерства» расскажет воспитатель первой кв. категории Малыгина Е.И., руководитель «Школы становления начинающего педагога»

 

Малыгина Е.И.

После формирования и утверждения состава «Школы становления начинающего педагога» и «Школы становления педагогического мастерства» встал вопрос о планировании работы данных объединений на год. Чтобы их деятельность отвечала целям и задачам, поставленным в программе, и была действительно высоко эффективной, мы
провели исследование имеющихся у педагогов детского дома профессиональных проблем. 

Оказалось, что начинающие педагоги (а среди них есть люди, не имеющие педагогического образования)  слабо владеют методами педагогической диагностики, испытывают трудности при планировании воспитательного процесса,  недостаточно хорошо знают теорию организации современного воспитательного занятия.  Поэтому в учебно-тематическом плане первого года занятий  появились  следующие разделы:

1. Овладение формами и методами  педагогической
диагностики.

2. Изучение психологии детей, воспитывающихся вне семьи, и особенностей работы с ними.

3. Осуществление проектной деятельности.

4. Организация, проведение и способы оформления  занятия
с детьми в соответствии с современными требованиями.

В плане работы были предусмотрены теоретические и практические занятия с начинающими педагогами, посещение открытых занятий у наставников и их анализ, индивидуальные консультации с целью оперативного  решения возникающих  профессиональных проблем. Доля вопросов для самостоятельного изучения в этой группе была минимальной.

Профессиональные  затруднения начинающих педагогов, выявленные в августе 2011 г.,  определили содержание
деятельности второго года занятий для начинающих педагогов. Так в плане нашей работы появились разделы:

1. Педагогическая культура.

2. Современные воспитательные  технологии.

3. Технология разрешения педагогического конфликта.

4.Профессиональное самовоспитание педагога.

В плане второго года работы с начинающими педагогами увеличилась доля самостоятельных занятий, что немаловажно для развития современного педагога. Кроме того, начинающие педагоги наряду с посещением занятий у своих наставников  должны сами проводить открытые показы, овладевать умениями самоанализа  и рефлексии.

Деятельность «Школы становления педагогического мастерства» также планировалась на основе профессиональных затруднений, имеющихся у педагогов с  относительно высоким уровнем профессиональной
компетентности и высокими достижениями  в работе. Эти педагоги также надеялись на помощь в решении своих проблем, но проблемы были здесь уже иного рода. Часть педагогов  (28 %)  испытывала трудности в освоении информационных технологий. Половина состава «Школы становления педагогического мастерства» хотела бы изменить уровень своего психологического  самочувствия на работе в сторону более позитивного, объективные же наблюдения за этой группой педагогов выявили признаки эмоционального выгорания,  что, как правило,   тормозит профессиональный рост и требует коррекции.  Администрацию  детского дома беспокоило наличие   у воспитателей недоверия  к инновациям в педагогике и профессиональных стереотипов, которые требовали преодоления, поскольку также являлись препятствием для профессионального развития.  

Эти проблемы были учтены при составлении плана первого года работы «Школы становления профессионального мастерства», который состоял из следующих разделов:

1. Модель современного педагога-воспитателя.

2. Овладеваем основами ИКТ.

3. Стереотипы и их преодоление.

4. Развитие эмоциональной гибкости педагогов и профилактика эмоционального выгорания.

В результате работы педагоги детского дома получили представление о  современном педагоге-воспитателе, образ которого для многих стал прямым указанием правильного пути саморазвития и самовоспитания. Все педагоги овладели основными навыками работы с компьютером и уже  создают авторские продукты в виде презентаций. Всё это в совокупности со специальными занятиями в форме тренингов помогли воспитателям начать преодоление
профессиональных стереотипов, что немаловажно в условиях быстро меняющегося мира.  Занятия по четвёртому направлению позволили воспитателям оценить своё психо-эмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического взаимодействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.

         Конечно, рано говорить о стопроцентной результативности проведенной работы, однако педагоги всё-таки продвинулись в своём профессиональном развитии, получили  определённую помощь, а начатую работу  теперь уже смогут завершить самостоятельно, ведь у всех воспитателей этой группы достаточно хорошо развиты навыки самостоятельной работы, что  было выявлено ещё в результате первичной диагностики.  Поэтому доля тем, рассчитанных на самостоятельное изучение, в годовом плане работы с этой группой составила 50 %.

 В плане второго года работы с педагогами, входящими в состав «Школы становления педагогического мастерства», предусмотрены занятия по следующим разделам:

1. Опытно-экспериментальная работа в детском доме.

2. Научно-исследовательская работа в детском доме.

3.Инновационная деятельность современного педагога-воспитателя.

4. Формы и условия обобщения собственного педагогического опыта

Эти разделы также  определены на основе анализа затруднений и вычленения   проблем, имеющихся у педагогов этой группы. «Школа становления педагогического мастерства» продолжает  функционировать, педагоги проявляют интерес к занятиям, организаторы изучают и констатируют высокую эффективность работы, что объясняется дифференцированным и индивидуальным подходом к решению профессиональных проблем педагогов, работающих в  достаточно сложных условиях воспитания детей, лишённых родительской опеки.

Проведённая в июне 2011 г. промежуточная диагностика профессиональной компетентности воспитателей
детского дома  показала, что изменилось процентное соотношение педагогов   с очень высоким, высоким и средним уровнем коммуникативных умений:  владение очень высоким уровнем коммуникативных умений показали 20 % педагогов (было 13 %),  высоким –  73% (было 67%), средним –  7% (было 20 %). Уровень профессиональных умений тоже изменился в лучшую сторону:  на 7 % выросло количество педагогов с высоким уровнем профессиональных умений  и на столько же с уровнем чуть выше среднего. Однако все прекрасно понимаю, что совершенствовать свой уровень можно и нужно до бесконечности, поэтому коллектив нацелен на продолжение работы в этом направлении.

 Северинова О.В.

Итак, за 2 года участия в проекте «ИнКо»   в детском доме отмечается положительная динамика профессионального роста педагогических кадров, чему способствовала атмосфера коллективного поиска, стремления к творчеству, взаимопомощи, мотивации на успех. Заметно улучшилось качество проведения занятий, мероприятий, совместной деятельности с детьми, режимных моментов.
Воспитатели стали смелее в решениях, открытее анализировать просмотры занятий, находить проблемы и решать их, внедрять в практику оригинальные, интересные методы и приёмы.

За последние 2 года педагоги стали активнее участвовать как во внутридомовых, так и в областных мероприятиях, направленных на развитие профессиональной компетентности. Так, в сентябре 2010 г. БОУ «Артынский детский дом» принял участие во Всероссийской выставке «Образовательная среда – 2010».

14.10.2010 г. на базе детского дома прошёл семинар «Развитие педагогического  творчества в коллективе».  В программе работы семинара была небольшая конференция, экскурсия,  мини-концерт, открытые занятия, круглый стол. Гости семинара отметили высокое качество его организации и проведения и оставили хорошие отзывы.

Малыгина Е. И. и Внукова И.А.,  воспитатели детского дома, стали  участниками  конкурсов «Воспитатель года – 2009  и 2011». Обе имеют сертификаты участника. Малыгина Е.И. награждена дипломом Министерства образования Омской области за активное участие в конкурсе авторских образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания.  В федеральном журнале «Детский дом» в 2010 г. был опубликован сборник литературных  творческих работ  «Жизнь посвящённая детям»,  написанный авторской группой  педагогов детского дома, состоящей из 6 человек. В 2011 г. воспитатель Брауэр С.П. опубликовала в этом же журнале  статью об опыте своей работы с трудными детьми и в журнале «Образование Омской области»  статью на тему «Организация работы по самовоспитанию  с подростками  в условиях детского дома».

Шесть воспитателей приняли участие в областном заочном  конкурсе «Открытое занятие» (2010 г. и 2011 г.), по результатам  одного из них   Вольф Е.Д. была награждена дипломом  ИРООО, приглашена на   VI областной педагогический марафон, где успешно выступила  с демонстрационным  докладом «Технология организации и проведения воспитательного занятия». Остальным педагогам вручены  сертификаты участников. Грамотами
Министерства образования Омской области в 2010 и 2011 г. Были награждены воспитатели Малыгина Е.И. и Внукова И.А

В 2010 г. успешно прошли аттестацию 4 педагога детского дома: 1 человек аттестован на высшую квалификационную категорию, 2 человека  — на первую, 1 –на вторую.  В 2011 г. аттестовались 2 человека:  на высшую и первую категории.

Педагоги детского дома успешно принимают  участие в различного рода конкурсах методических разработок,  делятся своими наработками на муниципальном и областном уровнях. Так, 25.11.2011 г. Блинова С.В.    приняла участие в работе муниципальной конференции «Здоровье семьи – здоровье нации», получила сертификат участника. 30 ноября воспитатели Малыгина Е.И., Внукова И.А. отправили свои материалы на областной конкурс мультимедийных презентаций на тему  «Система работы по духовно-нравственному  воспитанию»,где  представили опыт своей работы по реализации  программы «Дорога к храму».

Таким образом, педагогический коллектив детского дома активно работает над саморазвитием своих профессиональных качеств, стремится к сотрудничеству с ИРООО в сфере инновационной деятельности, а новые   формы развития профессионального   мастерства в сочетании с традиционными   помогают им в достижении высоких профессиональных целей и содействуют повышению качества учебно-воспитательного процесса в нашем учреждении.  За стремление к успеху и большую работу по повышению профессиональной компетентности коллектив был награждён благодарностью от ИРОООО. 

 

Подготовили: Северинова О.В., заместитель директора по УВР

Малыгина Е.И., воспитатель высшей квалификационной категории